Уход нефтегазовых гигантов с месторождений в норвежской части Северного моря вызвал неожиданный результат, скупив брошенные мейджорами активы. Небольшие местные компании реанимировали зрелые месторождения и нарастили разведанные запасы углеводородов, тем самым, увеличили их стоимость, передает worldoil.
В 2015 г. Royal Dutch Shell Plc и BP Plc поставили под сомнение будущее стареющих нефтяных месторождений, расположенных на морском шельфе Норвегии. Обвал цен на сырую нефть и высокие эксплуатационные расходы угрожали их быстрым закрытием, в результате чего миллионы баррелей нефти могли остаться под землей.
После ухода нефтегазовых гигантов с североморских месторождений Драуген и Валхалл, они попали в руки небольших местных компаний. Теперь ожидается, что добыча углеводородов будет расти здесь вплоть до 2040-х годов.
Этому, в частности, способствует восстановление цен на нефть. Однако такой неожиданный поворот наглядно показывает, насколько эффективной может быть смена собственника, который готов делать крупные инвестиции в активы, списанные отраслевыми гигантами. По данным консалтинговой фирмы Rystad Energy AS (Осло), на нефтяных и газовых месторождениях, на которых начали работу новые операторы, фиксируется более высокий рост запасов по сравнению со средним показателем в Норвегии. Аналогичный позитивный сдвиг наблюдается в соседней Великобритании.
Падение котировок в 2015 г. привело к тому, что нефтегазовые мейджоры стали отказываться даже от прибыльных месторождений, которые, в итоге, стали собственностью небольших компаний, у которых оказалось больше времени и возможностей для принятия максимально эффективных решений по повышению отдачи скважин. “Если у вас есть глобальный портфель, вам нужен механизм для распределения капитала, – сказал Карл Джонни Херсвик, генеральный директор компании Aker BP. – Если в вашем портфеле имеется один-два актива, у вас больше возможностей “ухаживать” за каждым из них”.
Позитивные аспекты “однозначно” перевешивают негативные для крупнейшей промышленной сферы Норвегии последствия ухода Big Oil, заявил министр нефти и энергетики Терье Совикнес.
“[Взамен] мы получаем игроков, которые обладают способностью и готовностью делать ставки на норвежский шельф”, – добавил он.
Коллапс нефтяных котировок заставил крупнейшие отраслевые компании сосредоточить внимание на проектах с более высокой доходностью, таких как сланцы в США или сжиженные природные газы. По этой причине Норвегия со своей стареющей нефтегазовой инфраструктурой в Северном море перестала быть приоритетным направлением для Big Oil.
Благодаря слияниям или продаже активов BP, Shell, ExxonMobil Corp. и Total SA отступились от норвежского шельфа, оставив расположенные здесь месторождения небольшим узкоспециализированным компаниям, поддерживаемым частным капиталом.
Exxon продала свои активы подразделению частной норвежской акционерной компании HitecVision AS, которая затем согласилась объединиться с норвежской “дочкой” компанией Eni SpA. Eni владеет 70% новой компании Var Energi AS, которая планирует инвестировать $8 млрд. в течение следующих пяти лет, в том числе в месторождения Exxon, Ringhorne и Balder, которые находятся в эксплуатации с 1999 года.
Сделки по продаже своих североморских активов норвежским компаниям намерена также осуществить Shell.
Ожидается, что в этом году в нефтяном секторе Норвегии будет зафиксирован рост впервые с 2014 г., который продолжится в следующем году. Как сказал аналитик компании Rystad Саймон Сьотон, восстановление нефтегазовой отрасли Норвегии не было бы столь динамичным, если бы на сцене не появились новые участники.
Парадоксально, но восстановление нефтегазовой отрасли малыми компаниями Норвегии приносит прибыль отраслевым гигантам, отказавшимся от своих норвежских активов. Так стоимость акций Aker BP, которые оставила себе BP plc, увеличилась более чем втрое с момента заключения сделки. Брокеры UBS и BNP Paribas ожидают, что аналогичный успех будет достигнут итальянской компанией Eni.
В текущем году Норвегия может увеличить разведанные запасы нефти на 1 млрд. барр.
Норвегия – крупнейшее нефтегазодобывающее государство Европы. Согласно информации Еврокомиссии, на нефтегазовый сектор приходится около 22% ВВП страны и 67% экспорта.
По данным BP, доля Норвегии на мировом нефтяном рынке составляет 2%. Практически весь экспорт газа идет в страны ЕС. Норвегия покрывает более 20% газовых потребностей Евросоюза.
Средний суточный объем добычи нефти в Норвегии составил в июне 1,48 млн. барр./сут., что на 3,3% ниже прогноза Норвежского нефтяного директората (NPD). При этом объем добычи широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) составил 237 тыс. б/с, а конденсата – 30 тыс. б/с.
Объем добытого в июне газа составил 310 млн. куб. м/сут., что на 3,9% ниже прогноза NPD. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)