DNV GL, крупнейший международный сертификационный и классификационный центр в энергетическом секторе, известный также в сфере энергетического консалтинга, сегодня презентовал свой новый Прогноз мирового энергетического развития, точнее, энергетической трансформации до 2050 г. (Energy Transition Outlook, 2018).
Работа проведена серьезная, основной доклад – это 324 страницы, на которых подробно расписано, как будет развиваться мировой энергетический сектор в ближайшие десятилетия.
“Наш энергетический прогноз основывается на опыте тыс. инженеров DNV GL, работающих как в нефтегазовом секторе, так и в электроэнергетике”, – отмечает глава компании.
Авторы подготовили именно прогноз, а не сценарий. “Слишком много сценариев могут вводить в заблуждение, а не помогать”, – примерно так выразился презентовавший прогноз топ-менеджер DNV GL, явно намекая на “эпидемию сценариев”, распространяемую МЭА и аналитиками нефтегазовых компаний.
В самом начале публикуется интересный график, на котором отмечены прогнозируемые даты ключевых изменений на энергетическом рынке до 2050 года.
Например, пик потребления нефти ожидается в 2023 году, природного газа – в 2034-м и т.д.
Пик потребления конечной энергии DNV GL прогнозирует на 2035 год. Повышение энергоэффективности играет здесь ключевую роль (потребление энергии на единицу ВВП будет снижаться быстрее, чем будет расти ВВП). “Определяющей особенностью энергетической трансформации будет энергоэффективность”.
Пик потребления первичной энергии наступит еще раньше – в 2032 году (в прошлом году авторы прогнозировали этот пик на 2030 год). Вот так будет меняться его структура.
DNV GL прогнозирует очень быстрый рост электрического транспорта. Сектор будет развиваться “по S кривой”. Например, в Европе уже в 2027 году электромобили обеспечат 50% продаж легких автомобилей.
В 2042 году половина мирового парка легких и тяжелых (грузовых) автомобилей будет представлена электрическими машинами.
К слову, электрификация транспорта вносит ключевой вклад в снижение потребления конечной энергии, поскольку она значительно снижает энергоемкость экономики – электродвигатель в 3 раза эффективнее двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
DNV GL прогнозирует быстрый рост электрификации конечного потребления энергии – доля электроэнергии возрастет здесь с нынешних 19% до 45% в 2050 году. Соответственно кардинально увеличится выработка электричества – с нынешних 25 тыс. ТВт*ч до 66 ТВт*ч в 2050 г. При этом структура выработки изменится до неузнаваемости – около 70% мировой электроэнергии будут производить солнечная фотоэлектрическая (40%) и ветровая энергетика. Доля ВИЭ в целом в выработке мировой электроэнергии составит примерно 80%. Установленная мощность фотоэлектрических солнечных электростанций достигнет 19,1 тыс ГВт.
Такие изменения энергетического сектора потребуют существенного переформатирования сетевого хозяйства и широкого внедрения накопителей энергии.
Затраты на энергию (в том числе инвестиции) в мире вырастут с нынешних $4,5 трлн в год до $6 трлн в год к 2050 г. Однако в процентах ВВП, эти затраты существенно сократятся. Если сегодня – это 5,5% ВВП, то в 2050 г будет всего 3,1%.
Кардинальным образом поменяется и структура этих затрат. Если сегодня значительная часть – это расходы на топливо, то в будущем станут преобладать капитальные инвестиции в ВИЭ и сетевую инфраструктуру.
Важно отметить, что даже высокие темпы декарбонизации, описанные в Докладе, недостаточны для достижения климатических целей. Авторы подсчитали, что при соблюдении темпов, заданных в Прогнозе, первым годом с нулевыми выбросами (first emission-free year) станет лишь 2090 год.
Ранее компания Bloomberg New Energy Finance заявила, что к 2050 году 50% мировой электроэнергии будут вырабатывать ветер и солнце, в значительной мере благодаря резкому падению стоимости технологий хранения энергии и появления на рынке очень дешевых батарей. Благодаря технологиям хранения энергии солнечные и ветровые электростанции станут практически полностью “диспетчерируемыми” (dispatchable). (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)