Как выяснил “Ъ”, в борьбу с одобренной премьером реформой электросетевых тарифов вслед за металлургами вступили и нефтяники.

“Газпром нефть”, “ЛУКойл” и “Сургутнефтегаз” попросили Дмитрия Медведева отменить один из наиболее резонансных пунктов энергореформы – инициативу Минэнерго по введению оплаты неиспользуемого резерва сетевой мощности. Компании считают, что проект не проработан и излишне давит на бизнес. Кроме того, список предприятий, требующих не вводить оплату резерва, пополнила и находящаяся под санкциями США группа ГАЗ Олега Дерипаски.

Глава “Газпром нефти” Александр Дюков, основной акционер и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и гендиректор “Сургутнефтегаза” Владимир Богданов 25 сентября предложили премьеру Дмитрию Медведеву отказаться от введения оплаты за неиспользуемый резерв электросетевой мощности (“Ъ” знаком с содержанием документа). Эту меру нефтяники считают экономически и технически необоснованной и указывают на то, что она приведет к росту затрат промышленных потребителей.

Речь идет о неиспользуемой трансформаторной мощности электросетей, к которым подключены промпотребители (потребление свыше 670 кВт). Проблема вызвана тем, что ряд предприятий снизили спрос или изначально заявляли сетям слишком оптимистичные планы по энергопотреблению, не выведя производство на запланированный уровень. Как неоднократно писал в последние месяцы “Ъ”, Минэнерго предложило переводить потребителей на оплату лишней мощности с 2020 года, начав с 10% неиспользуемого объема и перейдя к полной оплате к 2024 году. Новые потребители будут сразу платить за весь объем присоединенной мощности. Премьер 4 сентября поддержал идею.

Эта мера – часть пакета предложений Минэнерго и “Россетей” по реформированию сетевых тарифов. Также предлагается ограничить льготное техприсоединение мелкомоторных потребителей к сетям, дифференцировать тариф Федеральной сетевой компании (ФСК, подконтрольна “Россетям”), чтобы понизить платежи малого и среднего бизнеса и переложить часть затрат на крупных потребителей. Эти меры пока обсуждаются, проекты нормативных актов нужно внести до 31 октября.

По мнению нефтяников, оплата резервов не приведет к оптимизации электросетей, поскольку наличие лишних мощностей в большей степени связано с неточностью планирования их развития. Эффекты от принятия постановления не подтверждены анализом дефицита сетевой мощности в конкретных узлах, расчетами снижения затрат на содержание сетей. Кроме того, не учитывается то, что при отсутствии нового спроса затраты на вывод избыточных сетей сопоставимы с затратами на новое строительство, отмечается в письме.

Нефтекомпании также указали, что для предприятий с собственной генерацией реформа увеличит финансовую нагрузку – из-за введения частичной оплаты передачи электроэнергии, которая не поступает из внешней сети, а производится на собственном энергоисточнике. “Фактически вводится оплата услуги, которую сетевые организации не оказывают,- заявляют топ-менеджеры.- Это дестимулирует оптимизацию структуры генмощностей и топливоиспользования (утилизация попутного газа и отходов производства)”. В компаниях на запросы “Ъ” не ответили.

Это не первая жалоба крупного бизнеса на идеи Минэнерго и “Россетей”. Премьера просили не вводить оплату сетевого резерва и дифференциацию тарифов ФСК химики и металлурги – СИБУР, “Русал”, НЛМК, “Металлоинвест”, Evraz и “Северсталь”. Также об отказе от введения платы за резерв вице-премьера Дмитрия Козака просил президент группы ГАЗ Олега Дерипаски Вадим Сорокин (копия письма есть у “Ъ”). Автоконцерн делал акцент на санкциях США и опасался, что новые обязательства поставят под угрозу российское машиностроение. Дополнительную нагрузку для себя группа ГАЗ оценила в 8% от конечного тарифа в первый год перехода на оплату резерва. При этом “с учетом роста тарифа на мощность темпами, значительно превышающими инфляцию, общее удорожание для предприятий машиностроения составит не менее 20% конечного тарифа”, следует из письма. Общие затраты на допоплату мощности составят 0,6 млрд. руб. в первый год и достигнут 6 млрд. руб. в год при 100-процентной оплате резерва.

Сорокин также считает, что электросети уже получают оплату на содержание сетевой мощности через свой тариф, никаких выпадающих доходов от неиспользуемых резервов у них не возникнет. При резервировании мощности учитывается совмещение возможных нагрузок с работой соседних питающих центров вне зависимости от максимальной присоединенной мощности потребителя, отмечает он, “поэтому совокупный объем сетевой мощности в энергосистемах существенно меньше максимальной присоединенной мощности потребителей”. “Резерв” мощности глава группы ГАЗ счел “бумажной” величиной, которая не является ограничением для новых подключений.

Федор Корначев из Sberbank Investment Research объясняет, что сейчас есть две категории потребителей – те, кто используют сетевое оборудование, предназначенное для них, практически полностью, и те, нагрузка которых существенно меньше. На деле это должно приводить к определенному перекосу в оплате компаниями сетевых услуг, так как часть платежей за сети для второй группы перекладывается на первую, замечает эксперт. Введение платы за резерв призвано перераспределить нагрузку на его содержание и стимулировать потребителей с большим резервом отказаться от него в пользу других, снизив необходимость в строительстве новых мощностей, считает Корначев. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий