Украина входит в отопительный сезон с достаточными запасами газа – ожидается, что к 1 ноября в подземных хранилищах будет порядка 17 млрд. куб. м топлива. При этом во многом стабильность прохождения зимнего периода будет зависеть от погодных условий. Не стоит также сбрасывать со счетов российский фактор, поскольку Москва традиционно использует газ в качестве оружия.
Проблемы с поставками приведут к росту цен, которые лягут на плечи конечных потребителей. Во всех нюансах темы разбирался “Апостроф”.
В подземные хранилища газа на конец сентября закачано более 16 млрд. куб. м топлива, об этом свидетельствуют данные АО “Укртрансгаз”. Год назад запасы в хранилищах были примерно на том же уровне – 16,5 млрд. куб. м. При этом Кабинет министров ожидает, что к 1 ноября текущего года запасы составят 17 млрд. куб. м газа, и можно надеяться, что этот уровень будет достигнут.
В последнее время Украина ежегодно потребляет чуть более 30 млрд. куб. м газа – в 2016 году этот показатель составил 33,2 млрд. кубов, в 2017-м – 31,9 млрд. кубов. Собственная газодобыча в стране составляет порядка 20 млрд. куб. м (в 2017 году – 20,5 млрд. кубов). В нынешнем году по итогам первых восьми месяцев добыча достигла уровня 13,8 млрд. куб. м, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на амбициозные планы властей существенно нарастить газодобычу, она по итогам года вряд ли превысит прошлогодний показатель (если не окажется даже ниже). При этом импорт в 2018 году (январь-сентябрь) сократился на 24,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – до чуть более 8 млрд. куб. м. За весь прошлый год было импортировано 14,05 млрд. кубов газа.
Непогода нынче в моде
По логике вещей, накопленных запасов, при сохранении показателей добычи и импорта, Украине на зиму должно хватить. “Это уже подтверждено опытом нескольких предшествовавших зим, когда было даже несколько меньше 17 млрд. куб. м, а потом еще оставалось на конец отопительного сезона какое-то количество в хранилищах”, – сказал в комментарии “Апострофу” президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар. По его словам, закачивать газ с запасом на уровне более 20 млрд. куб. м – “это просто трата денег”.
Вместе с тем многое будет зависеть от погоды – насколько теплой или, наоборот, морозной, будет приближающаяся зима. “Вроде бы прогнозы, что она будет теплой. Но при этом не стоит забывать уроков прошлого марта”, – сказал изданию эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип.
Как известно, прошедший отопительный сезон Украина закончила с минимальными за последние несколько лет запасами газа в ПХГ (7,5 млрд. кубов) из-за сильных морозов в марте и начале апреля.
Учитывая, что критического запаса газа в хранилищах нет, если будущей зимой (или весной, как в конце прошедшего отопительного сезона) ударят морозы, полностью исключать кризисов нельзя, предупреждает Андриан Прокип. “Вроде бы нет оснований говорить, что точно произойдет что-то негативное или кризисное, но нельзя исключать перебоев. Форс-мажорные ситуации всегда могут произойти”, – отметил он.
Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев в свою очередь обратил внимание на другие моменты. “Кому принадлежит этот газ? По какой цене этот газ будет предлагаться потребителям в отопительный сезон? Сколько газа можно отобрать из этих 17 млрд. куб. м? Это весь газ, который можно отобрать, или это буферный или технологический газ? Эти вопросы не позволяют ответить на главный вопрос: хватит ли (газа на зиму)?” – сказал он “Апострофу”.
За все заплатит потребитель
По словам Рябцева, показатели нынешнего года дают основания говорить о том, что “концепция развития отечественной газодобычи завалена” (ранее власти ставили цель выйти в 2018 году на уровень 22,5 млрд. куб. м). Что касается импорта, то, как отметил он, никаких долгосрочных и даже среднесрочных контрактов у Украины нет. “То есть опять вся надежда на то, что на хабе будут свободные объемы, которые можно будет купить. При этом никто не знает, по какой цене эти свободные объемы будут зимой. Но это никого не заботит, поскольку все затраты будут переложены на плечи потребителей”, – заявил специалист.
Цена топлива – далеко не последний вопрос. В конце 2017-го и начале 2018 года Стокгольмский арбитраж вынес вердикты в спорах между НАК “Нафтогаз Украины” и российским “Газпромом” о поставках и транзите газа соответственно, после чего украинский холдинг решил возобновить прерванные в ноябре 2015 года закупки топлива в РФ – к тому же к этому НАК обязывало решение суда в Стокгольме. Помимо того, что цена российского газа должна была быть ниже, чем с европейского направления (как минимум на стоимость затрат на транспортировку), цены западных поставщиков вследствие этого также могли быть снижены, надеялись в “Нафтогазе”. Однако Россия отказалась поставлять газ в Украину, даже несмотря на сделанную предоплату, и решила разорвать газовые контракты с нашей страной. Так как “Нафтогаз” не подстраховался на западном направлении, в стране возник временный дефицит газа, который пришлось в спешном порядке покрывать за счет закупок на спотовом рынке – и по довольно высокой цене.
Но зимой на споте цены высокие даже не в форс-мажорных ситуациях. И они, как уже было сказано выше, отобьются, в конечном итоге на отечественном потребителе. “То, что “Нафтогаз” на октябрь увеличил цену для промышленности, фактически является отражением привязки к ценам на газовых хабах в Европе”, – сказал Андриан Прокип, добавив, что до сих пор непонятно, когда и насколько будут повышены газовые цены для населения.
Российский сюрприз
Не стоить также рассчитывать на то, что сложа руки будет сидеть Россия: отказ от поставок газа в марте нынешнего года – это только разминка. Михаил Гончар считает, что РФ в холода может прибегнуть к излюбленным провокациям с целью вызвать кризис – так уже бывало не раз, когда “Газпром” либо полностью прекращал поставки в Европу по украинскому маршруту, либо существенно сокращал их объемы. Следует помнить, что, несмотря на то, что Украина не покупает у России газ напрямую, какая-то часть российского топлива поступает в нашу страну по реверсу, а в условиях нехватки ресурса в Европе в результате его искусственного ограничения Украина может столкнуться с дефицитом газа в пиковые периоды.
Создание хаоса на украинском маршруте России также нужно для дискредитации нашей страны как транзитера и, соответственно, продвижения обходного газопровода “Северный поток-2”, считает Михаил Гончар. По словам эксперта, с большой вероятностью подобные сценарии не сработают, но такую вероятность полностью исключать нельзя. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)