Финансовое благополучие газовой монополии обеспечит новая схема продажи газа населению. В частности, за счет повышения цены на газ для населения, а также бюджетных компенсаций “Нафтогаз” сможет продавать весь газ своей “дочки” – “Укргаздобычи” – по цене, которая в шесть раз выше себестоимости его добычи. Это принесет НАК дополнительный доход в 66 млрд. грн. и обеспечит ей абсолютную гегемонию на рынке газа.
НАК “Нафтогаз Украины” представила публике новую модель продажи газа в Украине собственной разработки – она называется “Новый подход к продаже газа”. Суть ее в том, чтобы как можно дороже продавать газ, который добывает “Укргаздобыча”. В презентации “Нафтогаза” по этому поводу указано, что этот газ будут продавать по рыночной цене. Сейчас в Украине она составляет около 12,9 грн. за куб. м, в то время как население получает газ по социальной цене (цена по специальным обязательствам – PSO), которая сейчас составляет 6,96 грн. за куб. м, то есть де-факто газ подорожает на 85%.
Ключевая подтасовка
Очевидно, что население не потянет такое подорожание. Поэтому разницу между рыночной ценой газа и ценой PSO должен компенсировать госбюджет. И тут должен сработать хитрый замысел: Кабмину придется повышать цену PSO для того, чтобы уменьшить бюджетные расходы. Таким образом, новая модель продажи газа будет постоянно провоцировать подорожание газа для населения. Вот почему руководство “Нафтогаза” выбрало время для презентации “Нового подхода к продаже газа” именно 25 сентября, то есть за день до заседания Кабмина, на котором ожидалось повышение цены PSO на 25% (до 8,7 грн. за куб. м). Но пока правительство взяло паузу, и вопрос цены PSO отложен до 18 октября.
Как сообщил “ДС” один из членов парламентского комитета по вопросам ТЭК, впервые такой принцип торговли газом для PSO был предложен экспертами Энергетического сообщества во время одного из визитов в Украину еще в 2017 г. Но в европейском варианте обязательным условием было то, что при продаже газа населению по цене PSO право на бюджетную компенсацию получают любые лицензированные компании-поставщики, у которых есть технические возможности (фронт-офисы, штат специалистов и т. п.). Такие поставщики должны были конкурировать между собой за газ, который они приобретали бы на “голландских” аукционах, где торги шли бы на понижение цены. В результате компаниям-поставщикам пришлось бы развивать качество обслуживания клиентов, а также вести конкурентный поиск ресурсов газа. К тому же в равных условиях оказались бы импортный газ и газ украинской добычи. Это заинтересовало бы в выходе на украинский розничный рынок газа крупных европейских и международных операторов – они смогли бы поставлять импортный газ непосредственно конечному потребителю в Украине, притом что государство гарантировало бы им оплату значительной части проданного газа.
Но авторы “нафтогазовского” варианта “Нового подхода к продаже газа” перевернули европейскую модель с ног на голову. Ключевой пункт о создании конкурентного рынка PSO был заменен на тотальную монополию “Нафтогаза”. Место конкурентных поставщиков отведено теперь трем фирмам, связанным с “Нафтогазом”. Населению газ будут продавать через ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Украины”, предприятиям ТКЭ – ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Тепло”, а для промышленности и других коммерческих клиентов – ООО “Газоснабжающая компания “Нафтогаз Трейдинг”. На деле, чтобы газ дошел до населения или предприятий ТКЭ, его прогонят через трех посредников: от “Нафтогаза” в “Нафтогаз Трейдинг”, а затем в “Нафтогаз Тепло” или в “Газоснабжающую компанию “Нафтогаз Украины”. И это подано под соусом “обеспечения прозрачности”…
При внимательном рассмотрении окажется, что все указанные в схеме “дочки”, во-первых, зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью, а не акционерные общества. А это ограничивает публичный доступ к их отчетности. Во-вторых, все эти ООО зарегистрированы за ДК “Газ Украины”, которая находится в состоянии ликвидации. Что это значит? Все просто – “Газ Украины” не должен проходить регулярный финансовый аудит, публиковать отчетность и проводить прозрачные закупки товаров и услуг. Другими словами, проконтролировать деятельность трех указанных фирм будет чрезвычайно сложно. Но ведь речь идет о компаниях, которые получат доступ к огромным суммам бюджетных средств. Так, при существующей сейчас цене газа по PSO и годовом потреблении населением в 11,2 млрд. куб. м и предприятиями ТКЭ в 4,6 млрд. куб. м объем бюджетных компенсаций составит почти 94 млрд. грн. А в случае повышения цены PSO на 25% общая сумма компенсации из бюджета уменьшится на треть – до 66 млрд. грн., зато вырастут расходы бюджета на субсидии. В любом случае за счет бюджетной поддержки “Нафтогаз” сможет покрыть свои потери, связанные с отсутствием транзита российского газа в случае постройки обходного газопровода “Северный поток-2” (а это около $2 млрд. в год, то есть 56 млрд. грн. по нынешнему курсу).
Исчезающие следы
Итак, “Новый подход” укрепит монополию “Нафтогаза” на украинском рынке до уровня бакаевских времен, когда все расчеты за газ в стране проходили только через НАК.
Поэтому по так называемой “новой” схеме торговли “Нафтогаз” не только остается исключительным поставщиком ресурса для PSO – как за счет “Укргаздобычи”, так и за счет импорта (причем “Укргаздобыча” сможет продавать свой газ более чем в шесть раз дороже себестоимости, которая сейчас составляет около 2 тыс. грн. за 1000 куб. м). Вдобавок к этой ресурсной монополии НАК получает еще и розничные поставки газа населению. И все это будет оформлено как закрытая бизнес-модель: в ней без конкурсов, без открытой отчетности будут оборачиваться десятки миллиардов бюджетных гривен. Это станет уникальным дополнением к тому, что в стране уже третий год как засекречен баланс газа (опять же с подачи нынешних руководителей НАК).
Такая схема создает все условия для так называемого “арбитража”, то есть “пересортицы” газа с разной ценой. Тем более что “успехи и достижения” в этой сфере уже есть.
Денежный поток “Нового подхода” обещает быть настолько большим, а возможности настолько широкими, что позволят пережить перебои с бюджетной компенсацией. В любой момент связанные между собой сбытовые прокладки “Нафтогаза” смогут на бумаге завысить потребление газа населением и списать эти объемы на промышленные предприятия, которые в состоянии обеспечить полноценную оплату по теневым схемам. А затем, погодя, бюджет все же доплатит компенсацию за списанный на бытовых потребителей газ – одни выгоды!
Вот почему полностью закрытая, вертикально интегрированная система сбыта газа, которую стремится получить “Нафтогаз”, может стать “черным ящиком” для всех. Ежегодно газовый монополист будет сводить свой собственный баланс газа и выносить на публику нужные ему данные, которые придется оплачивать из бюджета.
Бремя потребителей
Интересно, что среди бенефициаров “Нового подхода” в презентации указаны зарубежные держатели долговых обязательств “Нафтогаза”. В то же время, заявив о намерениях полностью подмять под себя розничный рынок газа, “Нафтогаз” ни словом не упомянул о главной фигуре в таком бизнесе – о потребителях. Какие удобства и выгоды ожидают украинских потребителей газа в связи с его подорожанием, неизвестно.
Хотя после первого подорожания газа для населения в апреле 2015 г. для компаний-поставщиков по PSO были прописаны четкие требования по улучшению сервиса для их клиентов. Обязательным было создание онлайн-кабинетов для оплаты за газ через интернет, контакт-центров, в большинстве регионов начали открывать новые клиентские центры. Притом что наценка поставщиков по PSO составляла сначала пару процентов от оптовой цены газа. В свое время “Нафтогаз” назвал эту наценку “пиром во время чумы” и настаивал на ее сокращении.
Теперь же “Нафтогаз” нацелился на прямую наценку в 85% (а это 6,21 грн. на каждом кубе газа) и безо всяких обязательств по улучшению качества обслуживания клиентов. Фактически это станет для НАК еще одним конкурентным преимуществом. А “вынос” конкурентов уже начался, хотя выглядит это пока несколько карикатурно: сбытовая компания “Центрогаз”, которая входит в группу “Нафтогаз”, обратилась в НКРЭКУ с просьбой аннулировать свою лицензию на поставку газа по PSO. “Компания оказалась на грани банкротства из-за долгов населения и задержек в финансировании субсидий из госбюджета”, – указано в обращении “Центрогаза”.
Как бы то ни было, но вопиющее разрастание газовой монополии грозит не только нормальному развитию конкуренции и газового рынка. Непрозрачность “новых подходов торговли газом” и возможности для коррупции, которые она открывает, ударит по госбюджету, и тогда это коснется каждого налогоплательщика. (Михаил Загария, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)