Вслед за баржами с арбузами, по украинским рекам планируют начать транспортировать и автомобильное топливо.
В конце прошлой недели вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины Геннадий Зубко рассказал о переговорах с белорусскими коллегами, в ходе которых стороны обсудили возможность поставок горючего речным транспортом из Беларуси в Украину. По его заверениям, это должно поспособствовать снижению ценников на украинских заправках. Правда, нефтретрейдеры пока скептически смотрят на инициативу украинского правительства: цены на горючее от этого вряд ли рухнут вниз.
Мешает дно и нехватка портов
Поставки речными баржами заправщики опробовали еще пару лет назад. Но тогда дело не пошло. А за минувшие два года ситуация и того стала хуже: дноуглублением никто не занимался, каналы не чистил, да и засушливое лето дает о себе знать – уровень воды в Днепре упал. С зимними перевозками также могут возникнуть вопросы – не ясно что делать со льдом, кто его будет разбивать. К тому же, барж и портов способных перевозить и принимать такие грузы у нас крайне мало.
Как рассказал UBR.ua аналитик Украинского института будущего Игар Тышкевич, если использовать белорусский транспорт для поставки ресурса, то наши нефтетрейдеры могут рассчитывать на периодичность в 2-4 баржи в неделю. При этом принимать груз может, разве что, Киевский речной порт.
Если достаточно развить инфраструктуру, и хотя бы частично перейти на водные поставки, небольшого ценового эффекта и вправду можно достичь. Ведь стоимость “речной логистики” куда скромнее железнодорожной.
“Везти речным транспортом из Беларуси – неплохой вариант. Тем более что уже когда-то крупные трейдеры так завозили ресурс. Но есть нюансы: никто не хочет чистить дно и в некоторых местах баржа не сможет пройти. Тем не менее, использование водного транспорта точно позволит снизить затраты на транспортировку как в Украине, так и в Беларуси. Ну и конечно это отразится в цифрах на стелах сетей АЗС. На сколько – пока сказать сложно, считаем”, – рассказал UBR.ua директор департамента стратегического маркетинга и рекламы сети “БРСМ-Нафта” Александр Мельничук.
Пустые мечты
Впрочем, не все эксперты настроены столь оптимистично. Они отмечают, что перевод железнодорожных и авто поставок на речные, не сулят нефтетрейдерам большой экономии. К тому же, многое зависит от объема перевозимого груза. А здесь все снова упирается в проблему дноуглубления. Ведь для танкеров нужен фарватер от 3,65 м.
“По факту же, на большей части Днепра глубина не более 2,9 м, а ближе к Беларуси и вовсе местами порядка 0,6 м”, – отметил в разговоре с UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.
Согласны с ним и сами заправщики. По словам совладельца сети АЗС “КЛО” Игоря Чернявского, чтобы речные поставки были выгодны, нужно завозить как минимум 3-5 тыс. т нефтепродукта за раз. А такие танкеры рискуют “сесть на пузо” и просто не доехать к месту разгрузки. Но даже если все пройдет гладко, экономия составит примерно $5 на те. Это мизер с точки зрения влияния цен на заправке.
“К тому же, чтобы хотя бы начать возить горючее баржами нужно несколько лет заниматься обустройством портов, подготовкой речных путей. Если еще со стороны Беларуси, при заходе в Украину через Припять, проблем особых возникнуть не должно, то в Киевском море баржи просто не пройдут”, – заметил в беседе с UBR.ua Игорь Чернявский.
Курс и мировые тренды важнее
Что уж точно наверняка оказывает первоочередное влияние на заправочные ценники, говорят заправщики, так это курс валют и мировые цены не нефть. И на сегодня есть неплохие предпосылки для понижения стоимости топлива. После стремительного роста, цена барреля нефти снизилась с $85 почти до $80 – это положительно отразится на стоимости производства ресурса и, соответственно, закупке трейдерами и поставкам в сети АЗС. Но для более существенного понижения цен, хорошо бы чтоб укрепилась гривна, говорят эксперты.
Еще один сюрприз украинским нефтетрейдрам преподнесли и россияне. Правительство РФ выразило недовольство, что часть нефтепродуктов, поставляемых из России в Беларусь в рамках Таможенного союза без уплаты таможенных сборов, реэкспортируется ею в третьи страны, а пошлины от экспорта поступают в бюджет Беларуси.
“Дабы пошлины от экспорта зачислялись стране производителю, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФТСЭК) дала разрешение российским компаниям “Лукойл” и “Газэнергосеть-Брянск” на поставку СУГ и ДТ в адрес украинских компаний “Укрэнерджи” и “СП Ойл Трейд”. “Лукойл” будет отправлять в адрес “Укрэнерджи” до 10 тыс. т СУГ ежемесячно и до 10 тыс. т ДТ, “ГЭС Брянск” – также до 10 тыс. т ежемесячно”, – рассказал UBR.ua Александр Мельничук.
К слову, импорт белорусского дизтоплива за 9 месяцев текущего года в абсолютных значениях уже сократился на 9,8% (179 тыс. т) и составил 1,6 млн. т. Из этого объема 56 тыс. т. маркируются как “топливо дизельное экспортное” (то, которое поставляется в Белоруссию из РФ).
“Прямые поставки из РФ в Украину должны полностью перекрыть нехватку белорусского продукта. Первые пробные поставки уже пришли в Украину. Поэтому, дефицит топлива нам не угрожает. К тому же, сжиженный газ идет по хорошей цене, большими партиями. Это обострит конкуренцию и, как следствие, приведет к некоторому снижению цен на СУГ”, – отметил в разговоре с UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов, член набсовета “Интегрум Венчурс” Александр Киримов. (Денис Вергун, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)