Мы призвали коллег по рынку – крупнейшие энергетические компании и отраслевые ассоциации – поддержать распространение электрокаров. Какие наши аргументы?
По данным МВД, за девять месяцев 2018 года в Украине совершено 3798 новых регистраций электромобилей, что на 15% больше, чем за весь 2017 год.
При этом первичные регистрации электромобилей составляют 35% от общего объема регистрации этих транспортных средств.
Это свидетельствует об активном использовании льготных условий при ввозе электрокаров.
Увеличение спроса на электромобили – мировой тренд. Их количество только в Европе превысило 1 млн. Ожидается, что к концу 2018 она вырастет еще на 350 тыс.
Все больше и больше стран начинают стимулировать пользование собственным электротранспортом. Кто-то делает это через налоговые рычаги, другие – из-за доступности инфраструктуры зарядных станций, другие – через право пользования полосой общественного транспорта и такси.
Важно, что электротранспорт становится объектом повышенного внимания парламентов и правительств развитых стран.
Электрокары или налоги
Сейчас в Налоговом кодексе Украины действует временная норма, освобождающая ввоз в Украину транспортных средств, оснащенных только электродвигателями, от уплаты НДС и акциза. Эта норма действует с 1 января по 31 декабря 2018 года.
Результатом этого законодательного стимулирования развития экологически чистого транспорта в Украине стало значительное увеличение электромобилей в государстве.
Действие этих льгот истекает 31 декабря 2018 года. К сожалению, парламент не поддержал ряд поправок к законопроектам №8487 и №8488 о продлении льготного налогообложения и растаможивания электромобилей.
Я уверен, что это неизбежно приведет к значительному замедлению темпов развития электротранспорта в Украине, соответствующей инфраструктуры зарядных станций, развития специализированного программного обеспечения и сопутствующих сервисов.
Значительную часть инвестиций в развитие этого рынка осуществляют украинские предприятия с использованием отечественных разработок и товаров.
Недавно Министерство инфраструктуры разработало и внесло в парламент законопроекты , которыми предлагает освободить электромобили, которые продаются в Украине, от обложением налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом.
Ранее это министерство и “Укрэнерго” запустили проект по созданию национальной сети быстрых зарядных станций вдоль основных транспортных магистралей.
Мы считаем, что развитие электротранспорта положительно повлияет на состояние окружающей среды. Автотранспорта принадлежит большая часть вредных выбросов в городах, в некоторых городах она достигает 90%.
Будущее – за электрокарами
“Укрэнерго” как ключевой участник энергетического рынка Украины заинтересована в быстром росте количества электромобилей в Украине. Мы призвали коллег по рынку – крупнейшие энергетические компании и отраслевые ассоциации – поддержать нашу инициативу и присоединиться к поддержке распространения электрокаров в Украине.
Какие наши аргументы?
Во-первых, это полезно. Использование электромобилей уменьшает негативное влияние на окружающую среду, особенно в местах плотного проживания населения, сокращается потребление горюче-смазочных материалов, которые в основном импортируются.
Во-вторых, это современно. Весь развитый мир движется в направлении декарбонизации (уменьшение выбросов диоксида углерода в атмосферу), энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
Владельцы электромобилей в Украине – преимущественно активная молодежь, для которой электромобиль – не только способ экономии, но и поддержка идеи экономики нового типа с чистыми энергетическими ресурсами. Стране очень нужны такие агенты изменений.
В-третьих, это новые возможности для украинской энергетики. Многие страны рассматривают рост сегмента электромобилей как новые возможности балансировки энергосистемы. Мы являемся свидетелями глобальных сдвигов в этой сфере.
Диджитализация и новые ИТ-решения меняют основу энергетики, смещая фокус с производства электроэнергии на ее потребление. Электромобили уже сейчас могут использоваться для оперативного регулирования спроса, а совсем скоро будут работать как микросистемы накопления. В будущем они станут элементом “умных сетей” как поставщики услуг по балансировке энергосистемы.
Это не сценарий десятилетней перспективы – это завтрашнее будущее, в котором нам вместе жить. Так, пока электрокаров немного, их влияние ограничено, однако уже есть важный тренд, который кардинально изменит ситуацию на рынке в ближайшие годы.
Уже сейчас нам следует анализировать спрос, потребление электромобилей, поведение водителей, чтобы обеспечить устойчивое чистое будущее новому поколению.
Временное освобождение от НДС и акцизного налога ввоз в Украину электромобилей – это не только вопрос дополнительной мотивации ввоз тыс. таких авто. Это, прежде всего, сигнал государства, мы являемся частью цивилизованного мира и готовы к новым технологических, социальных и экологических вызовов.
Стимулы для распространения электромобилей должны остаться. Чтобы достичь приемлемого результата, нам понадобится не менее трех-четырех лет. (Всеволод Ковальчук, руководитель ГП “НЭК “Укрэнерго”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)