19 ноября Турция и РФ завершили первый морской этап строительства черноморского подводного газопровода “Турецкий поток”. Второй этап мегапроекта стоимостью $6 млрд., способного перекачивать по двум ниткам 31 млрд. куб. м в год, предусматривает строительство 180-километровой сухопутной нити к границе Греции.

Пока этой перемычки нет и, главное, не создано совместное предприятие, “Турецкий поток” выглядит точным аналогом подводного газопровода “Голубой поток”. Его РФ построила еще в 2000-е годы, и с тех пор он фактически простаивает – загружен едва на 30% от проектных 16 млрд. куб м. в год.

Турецкий газовый рынок давно пережил глубокую структурную реформу. А оба российских газопровода, как еще недостроенный, так и простаивающий, не способны изменить расклад на турецком рынке. Хотя бы потому, что страна глубоко диверсифицировала источники поставок.

В прошлом году Турция потребила 53 млрд. куб м, из них свыше 10 млрд. куб м газа дали два турецких LNG-терминала, 5 млрд. куб м трубопроводного газа поставил Азербайджан, 9 млрд. куб м продал Иран. На поставки из России пришлись 17 млрд. куб м: треть из этого объема закачали по стагнирующему “Голубому потоку”, остальное – по Трансбалканскому газопроводу. Последний проложен через территорию Украины и формирует заметную часть валютной выручки нашей страны. Которая, пугают эксперты, сильно похудеет после запуска “Турецкого потока”.

Вторая очередь

Российско-турецкая газопроводная перемычка между приемным терминалом на Черном море и Грецией, должна составить конкуренцию европейскому Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Российский “Турецкий поток”, как и европейская “труба”, идет в Грецию и фактически дублирует ее.

Разница лишь в том, что в отличии от принадлежащего исключительно “Газпрому” российского подводного газопровода, европейский имеет сразу трех больших соучредителей, и поэтому более гибок в управлении. Его акционерами являются:

* Азербайджанская Socar. В 2015 году компания приватизировала почти весь газовый сектор Греции.

* Британская BP Inc. Доминирует в газодобыче Азербайджана и иракского Курдистана.

* Турецкая Botas. Эта госкомпания монопольно оперирует всеми турецкими газопроводами.

Чтобы построить сухопутный участок российской трубы, РФ и Турция в мае этого года начали создавать строительное СП. Собственно к строительству проекта у сторон разногласий нет. Что до остальных параметров сделки – все очень туманно. Турецкая пресса не уверена, что “Газпром” сможет запросто договориться с Botas об условиях эксплуатации и тарифах сухопутного участка. В Турции это прерогатива профильного регулятора и министерства, которое возглавляет один из родственников президента страны.

В отличии от еще незаконченного “Турецкого потока”, его европейский газопровод-конкурент был построен более расторопно, и успел вступить в строй еще летом этого года. Трансанатолийский газопровод мощностью 14 млрд. куб м в год обошелся инвесторам в $6 млрд. Это вдвое дешевле, чем его российский аналог. Так что, как бы не демпинговали россияне, потенциально прокачка топлива по европейской трубе окажется дешевле.

Иранский фактор

В ближайшие 2 года структура турецкого газового рынка может радикально изменится. Причем отнюдь не в пользу “Турецкого Потока”. Дело в том, что 15 ноября США внесли Турцию в “исключительный список” из 8-ми стран, на которые не распространяются санкции против Ирана, введенные 5 ноября. В список вошли также КНР, Тайвань, Япония, Индия, Южная Корея, Италия и Греция.

Проще говоря, отныне прямое газопроводное соединение с Ираном имеет только Турция, которая способна принимать 18 млрд. куб м иранского трубопроводного газа в год. Сопоставимыми мощностями располагают и Армения, Азербайджан, Туркменистан, однако они не попали в список санкционных исключений США.

Плюс ко этому Иран в 2017 году довел мощность идущего к Турции газопровода IGAT-9 до 35 млрд. куб м в год. Это даже больше, чем может поставить “Турецкий поток” – мощность последнего оценивается в 31 млрд. куб м в год.

Конечно же, Турции будет гораздо выгоднее воспользоваться предоставленными Вашингтоном преференциями. Иранский экспорт газа будет заведомо дешевле российских предложений: он гораздо ближе к европейским потребителям, чем заполярные сибирские газовые промыслы, да и себестоимость его добычи куда ниже.

Повод для паники

Невзирая на это, в Киеве вокруг “Турецкого потока” разыгралась настоящая PR-драма. Аккурат в момент завершения морской очереди “вражеского” газопровода эксперты высчитали, что в случае его пуска Украина потеряет порядка $400 млн. в год. На эту цифру они вышли исходя из того, что в 2017 году наша страна прокачала “Газпрому” 93 млрд. куб м газа на сумму $3 млрд. по договору, который был объектом рассмотрения в Стокгольмском арбитраже, и срок действия которого завершается в 2019 году.

Менеджмент НАК “Нафтогаз Украины” прозрачно намекнул, что слабое сопротивление Германии и Турции попыткам РФ построить газопроводы в обход Украины – четкий сигнал ускорить поиск арендаторов украинской ГТС. Поскольку инвесторы последней по каким-то не совсем ясным причинам расшибутся в лепешку, только бы не допустить недозагрузки украинской “трубы”.

К слову, список потенциальных арендаторов в последние месяцы расширился. Французский инвестиционный банк Rothschild S.p.a., выступающий консультантом Нафтогаза по этому вопросу, ранее сообщал, что рассматривает заявки от итальянской Snam S.p.A и французской Engie S.A. Но в сентябре к ним прибавился еще один претендент – новая германо-российская группа DEA Wintershall. Инициаторы ее создания планируют закрыть сделку слияния летом 2019 года, как раз тогда, когда в Украине пройдут президентские выборы и обозначится темп реформирования украинской ГТС.

Российская часть капитала нового германо-российского газового гиганта составит 40% акций. Она отойдет дочерним компаниям холдинга “Альфа Групп”, компаниям LetterOne и DEA.

Учредителями и партнерами этой группы выступают три российских миллиардера, которые родились в Украине и слывут знатоками местного рынка: это Михаил Фридман, Герман Хан и Виктор Вексельберг.

Германскому капиталу из группы BASF достанется 60% корпорации, создаваемой на базе активов дочерней Wintershall. Как и французский газовый гигант Engie S.A, также претендующий на лизинг украинской ГТС, эта немецкая корпорация является акционером газопровода “Северный Поток-2”. К тому же, ей принадлежат значительные позиции на газовом рынке Румынии – немецкая компания оплатила “Газпрому” до 2030 года монопольный контракт по импорту российского газа в эту страну.

Сдать трубу

Впрочем, интерес германо-российского газовой корпорации к украинской “трубе” не ограничивается одной только неразрывной связью ГТС Украины и Румынии. DEA Wintershall унаследует от базовой компании крупное Ачинское месторождение газа в окрестностях тюменского города Уренгой. Сибирский газ слишком удален от входа во враждебные Украине и Польше газопроводы “Северный Поток” и “Северный Поток 2”. Поэтому в условиях тотального монополии “Газпрома” на российском рынке, немцы вынуждены отдавать ему добытое топливо. Которое затем по газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород доставляется европейским потребителям.

Взамен германские компании отбирают у “Газпрома” газ на балтийском побережье для газопровода “Северный Поток”, в котором, как говорилось, Wintershall также участвует.

Нетрудно заметить, что будущая германо-российская газовая корпорация слишком вовлечена в большой российский газовый бизнес, чтобы остаться в стороне от обещанного украинской властью лизинг местной ГТС. Решится ли новая мегакорпорация составить компанию Итальянцам и Французам в попытке арендовать украинские газопроводы и хранилища газа – покажет время. Пока же всем сторонам этой истории крайне выгодно, чтобы Украина до дрожи в коленях боялась возможной потери транзитных доходов. Это стимулирует Киев ускорить пуск лизинга своей ГТС. Что в свою очередь сулит интересантам неплохие расценки на аренду и всевозможные бонусы. (Андрей Старостин, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий