Сложности с присоединением к электросетям испытывает на себе чуть ли не каждый бизнес, строит новый завод или склад. Как решить проблему?
Что объединяет владельца маленького киоска и большой фабрики в Украине? На этапе строительства оба сталкиваются с проблемами при получении доступа к электросети.
Эти проблемы ограничивают появление новых производственных мощностей, рабочих мест и в результате сдерживают экономический рост. Но выход есть.
Бизнес, работающий в Украине, признает значительный прогресс в улучшении инвестиционного климата за последние четыре года.
Автоматический возврат НДС, единственное окно на таможне, усовершенствованное корпоративное управление в государственных компаниях, постепенная дерегуляция в газодобыче, закон о валютной либерализации – это однозначный прогресс, говорят представители иностранных компаний.
Однако остается одна большая проблема, на которую бизнес жалуется уже давно. Это порядок подключения к электросетям.
Его сложность и продолжительность задерживают старт многих проектов, давно могли принести Украине новые инвестиции.
Сложности с присоединением испытывает на себе чуть ли не каждый бизнес, строит новый завод, склад или любую другую сооружение, которое требует электричества.
При этом Украина постоянно растет в рейтинге Всемирного банка Ease of Doing Business. Итак, в чем проблема?
Так, с 2013 Украина действительно поднялась на 61 место и заняла 71 место среди 190 стран мира, является лучшей динамикой среди стран региона.
Однако мы могли бы быть гораздо выше, если бы не подключения к электросетям. По показателю легкости подключения в 2019 году Украина серьезно просела, потеряв 7 позиций и стал 135 из 190 стран мира.
Это второй худший результат Украины среди десяти, по которым авторы рейтинга определяют общую позицию страны.
После принятия парламентом Кодекса из процедур банкротства, над которым в том числе работал наш Офис, подключение к сетям останется единственной категорией, по которой Украина не демонстрирует прогресса в последние годы. Это надо изменить.
В октябре Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, вынесла на публичное обсуждение новую методику формирования платы за подключение.
Вокруг методики, по сути должен ввести новые легкие правила игры, сейчас идет оживленная дискуссия. Результатом должно стать упрощенный и прозрачный процесс получения доступа к сетям для бизнеса и потребителей.
Впрочем принятия и закрепления регулятором новых правил с учетом комментариев бизнеса и экономически обоснованной стоимостью присоединения – это только первый шаг к урегулированию проблемы. Что еще необходимо сделать?
Во-первых, это обнародование и своевременное обновление информации на официальном сайте НКРЭКУ после принятия новой методики. В частности, речь идет об онлайн-карте электросетевой инфраструктуры и данные, необходимые для исчисления стоимости подключения к сети на сайтах электропередающих компаний.
Второе – запуск электронной системы получения технических условий на присоединение и осуществление строгого контроля за работой лицензиатов.
Несмотря на четкие сроки, определенные законом о выдаче технических условий, бизнеса приходится месяцами ждать согласования от энергетических монополистов.
В результате предприниматели не могут приступать ни к проектированию, ни к расчету стоимости присоединения. Благодаря внедрению онлайн-системы выдачи техусловий эту проблему можно решить во вполне цивилизованный способ.
Также очень важна роль органов местной власти. Часто они вместе с облэнерго задерживают выдачу необходимых для подключения разрешений.
Должно быть наоборот: местная власть должна стать партнером для бизнеса и на своем уровне упростить и ускорить выдачу необходимых разрешительных документов.
Постоянный контроль НКРЭКУ по нарушениям о присоединении со стороны облэнерго и жесткая реакция на эти нарушения должны стать нормой, а не исключением.
Если к НКРЭКУ поступает жалоба от бизнеса, необходимо объективно проанализировать ситуацию и в случае выявления нарушения наложить крупный штраф на местного энергетического монополиста и исправить ситуацию.
Со стороны Нацкомиссии также ожидается усиленная коммуникация изменений. Бизнесу нужно подробно разъяснять все нюансы нового порядка определения платы за подключение.
Бизнес должен четко понимать свои права, а также то, что регулятор будет помогать эти права защищать. Одинаково важна коммуникация с бизнесом и рядовыми потребителями и решения неурегулированных вопросов и жалоб через прямой диалог.
Учет этих рекомендаций будет способствовать успешной реализации реформы. От того, насколько регулятор будет вовлечен в этот процесс, зависит, насколько привлекательной в последующие годы будет выглядеть Украина как место для инвестиций, сколько вновь построенных объектов и рабочих мест появится в Украине и какое место в Doing Business и показатели экономического развития страны будет в ближайшие годы. (Константин Чижик, заместитель председателя Офиса Национального инвестиционного совета, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)