Президент Украины Петр Порошенко 10 декабря 2018 г. подписал бюджетообразующий закон №9260 об изменениях в Налоговый кодекс. Соответствующее решение поддержали 236 народных депутатов.

Информация об этом содержится в карточке законопроекта на сайте Верховной Рады. Закон предусматривает в частности запуск инициированных Нефтегазовой ассоциацией Украины системных изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты, направленные на искоренение теневого сегмента с рынка нефтепродуктов.

Каковы были предпосылки введения?

В Украине с нарушениями работают, по меньшей мере, 1500 заправок. Объем реализации топлива через заправочные пункты, не имеющие разрешительных документов, в месяц составляет около 40 тыс. т, теневой рынок, в частности в сегменте ДТ, составляет 20%, а сжиженного газа – 30-50% в зависимости от региона. Прогнозные потери государственного и местных бюджетов в 2018 году составят около 10 млрд. грн.

Нелегальные точки продаж размещаются и эксплуатируются без надлежащего оформления землепользования, без разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности; реализуют топливо без применения РРО, работают без оформления трудовых отношений с работниками и искажают добросовестную конкуренцию на рынке.

Почему так произошло?

Основными факторами существования такой критической ситуации на рынке горючего стали длительное отсутствие системных мер по противодействию нелегальным АЗС со стороны органов власти и отсутствие контроля за соответствием фактического и документального оборота горючего.

В Украине действует множество схем, которые помогают недобросовестным продавцам уклоняться от уплаты налогов. Ведение деятельности по следующим схемам подразумевает, что топливо продается отдельно от документов на него. По отчетности топливо проходит как проданное оптом юридическим лицам, но фактически оно реализуется в рознице за наличный расчет через АЗС, АГЗС, АГЗП без применения РРО. Выходом из этой ситуации станет введение с 1 июля 2019 года лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговли топливом, запуск новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров и модернизация существующей СЕАРП.

Какие инструменты ликвидации нелегального рынка будут введены?

Запуск в 2019 – 2020 годах системных комплексных мер контроля за оборотом топлива в стране, а именно:

* Введение с 1 июля 2019 года лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговли топливом;

* Модернизация с 1 июля 2019 года СЕАРП с переходом на учет топлива по акцизным складам;

* Поэтапное введение системы контроля за оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров-счетчиков;

* Контроль над целевым использованием топлива, предназначенного для авиационного транспорта.

Кто будет подпадать под лицензирование?

Под лицензирование подпадают субъекты хозяйствования, которые являются владельцами или пользователями мест, где они осуществляют деятельность по производству, хранению топлива (собственного или полученного на хранение от других лиц), оптовой и розничной торговли горючим. Также лицензирование нужно субъектам хозяйствования, которые осуществляют оптовую торговлю топливом без наличия у них соответствующих мест торговли.

Кому не нужна лицензия на хранение горючего?

Хранить топливо без получения лицензий имеют право бюджетные и коммунальные предприятия; предприятия системы государственного резерва и предприятия, которые хранят топливо, потребляемое для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах, и которое не реализуется через места розничной торговли.

Кто и на какой срок выдает лицензию?

Лицензии будет выдавать ГФС сроком на 5 лет, а реестр лицензиатов будет размещаться на сайте ГФС в свободном доступе с указанием всех мест торговли.

Что для этого нужно?

Для получения лицензии помимо заявления и подтверждения оплаты ее стоимости представляются:

* документы на право собственности или пользования на земельный участок, действующих на дату подачи заявления и/или на дату введения такого объекта, расположенного на таком участке, в эксплуатацию и целевое назначение которого соответствует заявленной деятельности;

* акт ввода в эксплуатацию объекта или другой аналогичный документ (до 2022 года на объекты, введенные в эксплуатацию до 2014 года – документ на право собственности на объект);

* разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

* документ, подтверждающий аккредитацию испытательной лаборатории по определению показателей качества горючего, выданный уполномоченным органом (для производства);

* технологическая документация (стандарты, регламенты, технологические инструкции), которая касается производства и хранения горючего (для производства);

* технические условия относительно производства топлива заданного качества, которые должны соответствовать требованиям технических регламентов и национальным стандартам качества горючего (для производства).

Надо отметить, что копии таких документов не представляются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров указано в заявлении на выдачу лицензии.

Какие еще особенности есть в лицензировании?

Хранение топлива можно осуществлять в местах производства, оптовой или розничной торговли горючим, на которые получены лицензии на производство, оптовую или розничную торговлю соответственно, без получения отдельных лицензий на хранение.

Импорт и экспорт горючего осуществляется за наличием лицензий на право производства, оптовой или розничной торговли.

Где можно получить информацию о тех, кто получил лицензии?

После выдачи, приостановления или аннулирования лицензии ГФС вносит соответствующие сведения в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего. Это делается не позднее следующего рабочего дня со дня выдачи, приостановления или аннулирования лицензии, соответственно.

Реестр размещается на сайте ГФС в свободном доступе и содержит данные о лицензиатах, местах производства, хранения, оптовой, розничной торговли горючим, а также дату выдачи/приостановки/аннулирования и срок действия лицензии.

Сколько будет стоить получение лицензии?

Получение лицензии не будет обременительным для бизнеса. Стоимость годовой платы составляет 780 грн. за производство или хранение топлива; 2 тыс. грн. будет стоить лицензия за каждое место розничной торговли горючим, и 5 тыс. грн. – за каждое оптовое; в случае отсутствия у лицензиата мест оптовой торговли топливом, стоимость составит 10 тыс. грн.

А вот работа без лицензии предусматривает штрафы в размере от 250 тыс. до 1 млн. грн. в зависимости от вида деятельности.

Как будут использоваться расходомеры и уровнемеры в системах контроля?

Установка расходомеров-счетчиков и уровнемеров и передача данных с них в ГФС нужны с целью построения комплексной системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на НПЗ, нефтебазах и заправках. Показатели системы контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на акцизных складах будут сопоставляться с показателями модернизированной СЕАРП, что позволит в автоматическом режиме выявлять неучтенные объемы топлива, с которого не уплачены налоги.

Кто и где должен их устанавливать?

Расходомеры-счетчики и уровнемеры (ЗСТ) необходимо установить на акцизных складах. А именно: на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада устанавливается расходомер-счетчик, а на каждом введенном в эксплуатацию в стационарном резервуаре устанавливается уровнемер.

Акцизные склады, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, с целью извлечения сырья, что подразумевает полный технологический цикл их переработки в топливо, оборудуются только расходомерами-счетчиками. Они устанавливаются на каждом месте отпуска топлива наливом с такого акцизного склада.

Топливораздаточные колонки, на которых есть положительные результаты поверки или оценка соответствия, выполняют функции расходомеров-счетчиков.

Акцизные склады, расходомеры-счетчики, уровнемеры и резервуары нужно зарегистрировать в ГФС.

Где не нужно устанавливать ЗСТ?

Не оборудуются расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками акцизные склады, на которых осуществляется хранение и реализация топлива, которое приобретается и реализуется в таре производителя без изменения расфасовки, а также сжиженного природного газа, бензола, метанола.

Также не нужно устанавливать ЗСТ в помещениях или на территориях, не являющихся акцизными складами, в частности:

* помещения или территория, на каждой из которых общая вместимость расположенных емкостей не превышает 200 кубических метров, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) – владелец или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 1000 кубических метров (без учета объема топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует топливо исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам;

* помещения или территория, независимо от общей вместимости расположенных емкостей, владельцем или пользователем которых является субъект хозяйствования – плательщик единого налога четвертой группы, который получает в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 10 000 кубических метров (без учета объема топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует топливо исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам.

Какие предельные сроки установления ЗСТ?

Распорядители акцизных складов обязаны оборудовать акцизные склады расходомерами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в соответствующем Едином государственном реестре, который будет вести ГФС, в следующие сроки:

* акцизный склад, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20 000 куб. метров – не позднее 1 июля 2019 года;

* акцизный склад, где расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20 000 куб. метров – не позднее 1 октября 2019 года;

* акцизный склад, где расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров – не позднее 1 января 2020 года.

Отечественные предприятия, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения сырья, что подразумевает полный технологический цикл их переработки в горючее, должны установить расходомеры с 1 января 2020 года.

Какие требования для СИТ?

Расходомеры-счетчики и резервуары должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия.

Уровнемеры-счетчики также должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, или калибровки.

В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия, или калибровки расходомеров-счетчиков и уровнемеров, они считаются не установленными.

Какие показатели нужно сформировать на акцизном складе?

На каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, когда акцизный склад не работает) нужно формировать данные относительно фактических остатков топлива на начало и конец отчетных суток, суточного фактического объема полученного и реализованного топлива. Такие данные формируются в разрезе видов горючего по кодам УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 15 градусов по Цельсию.

Нефтеперерабатывающие заводы формируют только данные суточного фактического объема реализованного топлива.

Данные формируются после проведения последней операции по обороту топлива в отчетный период, но не позднее 23 часов 59 минут, до начала осуществления операций по обращению топлива в сутки, следующие за отчетным периодом, и передаются в ГФС не позднее чем до 23 часов 59 минут суток, следующих за отчетным периодом.

Как сформировать показатели, используя ЗСТ?

На каждом акцизном складе по каждому коду товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД формируются показатели:

* объемов остатков топлива на начало отчетного периода и на конец отчетных суток, определяются путем суммирования объемов остатков топлива в каждом резервуаре на основании показателей уровнемеров-счетчиков, установленных на таких резервуарах, расположенных на таком акцизном складе;

* суточного объема реализованного топлива, что определяется путем суммирования объемов реализованного горючего за отчетные сутки за каждое место отпуска топлива наливом с акцизного склада на основании показателей расходомеров-счетчиков, установленных на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада, расположенных на таком акцизном складе;

* суточного объема полученного топлива определяется путем вычитания от объема остатка топлива на конец отчетных суток объема остатка топлива на начало отчетных суток и добавления суточного объема реализованного топлива с такого акцизного склада.

Как формировать показатели, если ЗСТ не работает?

Во время выхода из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика или расходомера-счетчика, определение данных объемов остатков топлива и объемов оборота топлива осуществляется в мерах полной вместимости, при помощи рулетки и метроштока, портативного уровнемера-анализатора. Такие средства должны иметь положительные результаты поверки и их можно применить для измерения не более 20 календарных дней подряд для всех акцизных складов кроме АЗС (для АЗС – 15 календарных дней подряд), и не чаще 4 раз в течение календарного года.

В какой форме данные отправляют в ГФС?

Данные по остаткам топлива и объема оборота топлива передаются электронными средствами связи в форме электронных документов. В свою очередь форма электронных документов утверждается Минфином. Электронные документы заполняются автоматически путем передачи в них данных с расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков. Во время выхода из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика или расходомера-счетчика – заполняются ответственным лицом распорядителя акцизного склада.

Когда отправлять данные в ГФС?

Данные передаются в ГФС ежедневно (кроме дней, когда акцизный склад не работает) не позднее чем до 23 часов 59 минут суток, следующих за отчетным периодом. О нерабочих днях нужно уведомить ГФС.

Каковы допустимые погрешности показателей при сопоставлении с СЕАРП?

При сопоставлении показателей расходомеров-счетчиков и уровнемеров с показателями СЕАРП допускаются разногласия не более, чем на 5% объема оборота или остатков горючего (для сжиженного газа (пропана или смеси пропана с бутаном), других газов, бутана, изобутана, на которые установлены одинаковые ставки акцизного налога, – не более, чем на 15%) больше, чем на 2% объема соответствующего резервуара.

Какая ответственность установлена за нарушение требований по установке и регистрации ЗСТ?

За нарушение требований по установке и регистрации расходомеров и уровнемеров установлены штрафы в размере 20 тыс. грн. за каждый необорудованный резервуар и/или не зарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска топлива наливом с акцизного склада и/или незарегистрированный расходомер-счетчик. И 50 тыс. грн. за каждое аналогичное повторное нарушение в течение года.

Такие штрафы применяются:

* с 1 июля 2019 года – к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20 000 куб. метров;

* с 1 октября 2019 года – к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20 000 куб. метров;

* с 1 января 2020 года – к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров.

За нарушение требований по отправке электронных документов в ГФС установлен штраф в размере 1 тыс. грн. за каждый не переданный электронный документ в ГФС. Такой штраф применяется с 1 января 2020 года.

Какие изменения произойдут в работе системы электронного администрирования реализации горючего (СЕАРП) и когда?

Модернизированная СЕАРП заработает с 1 июля 2019 года. Основные изменения направлены на приближение учета объемов топлива в системе до их фактического местонахождения, для чего изменены порядок составления и регистрации акцизных складов, порядок учета объемов топлива, введен учет транспортных средств, которые перемещают топливо по стране. Также усилена ответственность: за хранение или перемещение горючего на акцизных складах или на акцизных передвижных складах без их регистрации, возможна конфискация неучтенного топлива.

Как эти внедрения повлияют на ситуацию на рынке?

Сейчас на топливном рынке Украины сложилась кризисная ситуация, для решения которой необходимо принимать комплексные меры. Цель Нефтегазовой ассоциации – сделать рынок нефтепродуктов прозрачным, а всех его участников публичными.

Внедрение перечисленных выше комплексных мероприятий поможет ликвидировать теневые схемы, сделать рынок прозрачным, повысить его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, а также увеличить поступления в государственный бюджет (до 10 млрд. грн./год).

По мнению Нефтегазовой ассоциации Украины, следующим шагом на пути к детенизации рынка станет создание публичной интерактивной карты, где потребители сами смогут информировать ГФС, отмечая на карте населенные пункты и улицы, где расположены нелегальные заправки.

Что будет происходить на рынке топлива до вступления в действие перечисленных нововведений, то есть в течение I полугодия 2019 года?

Во-первых, это активизация работы контролирующих и правоохранительных органов власти. НАУ обращалась в администрацию президента, Кабинет министров, СБУ, Генпрокуратуру, МВД с просьбой принятия на центральном уровне системных мер борьбы с нелегальной торговлей топливом.

Мы привлекли внимание органов власти и сейчас видим увеличение количества контрольно-проверочных мероприятий со стороны контролирующих и правоохранительных органов в различных регионах страны. Проверки также проходят в компаниях, являющихся участниками Нефтегазовой ассоциации Украины. (Неля Привалова, президент НАУ, 112 Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий