Электромобиль – не только средство передвижения. Вскоре он заменит тепловые электростанции.
Мы уже давно понимаем, что электромобиль – это не просто средство передвижения, но и огромный аккумулятор, сильно оснащается электроэнергией.
Руководствуясь и этим принципом, мы разрабатывали проект Smart Grid Solution, ставший одним из финалистов нынешнего международного конкурса ClimatLaunchpad в Эдинбурге.
Речь идет о системе, когда автомобиль заряжается на публичной парковке, благодаря интеллектуальной платформе умеет балансировать электроэнергию, например, с многоквартирным домом, под которым эта парковка расположена.
Сама идея использовать электрокар не только по прямому назначению, но и для балансировки энергетической системы, давно витает в воздухе. Однако практическое ее применение, по крайней мере на уровне пилотных проектов, началось лишь недавно.
Это не помешало консультантам и разработчикам стратегии развития украинского электромобильной инфраструктуры настаивать на том, чтобы использование электрокаров как средства балансировки системы стало одним из принципов развития их технической среды, поскольку за ним – будущее обоих отраслей.
Дело в том, что украинская энергетическая система производства, распределения и потребления электроэнергии зависит от нескольких ключевых факторов.
Прежде всего – постоянная работа АЭС, которым не скажешь “горшке, а не вари”, и стабильно производят определенный объем электроэнергии. Потребление же в течение одного дня неоднородно: ночью оно сильно падает, а в часы пик – сильно возрастает.
Чтобы обеспечить все потребности в электроэнергии расходуется определенное количество топлива на тепловых электростанциях. Они “балансируют” систему. Однако в будущем это их роль могут взять на себя электромобили – конечно, лишь в определенной степени.
Это будущее приобретает постоянных черт, если взглянуть на пилотные проекты компании Nissan. Прежде всего, речь идет о проекте Nissan Energy Share, в основе которого – принцип многообразного использования электромобильных батарей.
Автомобили Nisan, которые находятся на дорогах, имеющих более 10 ГВт/ч комбинированного потенциала хранения. Возможности Nissan Energy Share объединяют электрокары с социальной инфраструктурой, чтобы позволить им “поделиться” своей батареей с подключенным частным домом (V2H) или офисным зданием (V2B).
Они также позволяют автомобилям связываться с местной энергетической сетью, чтобы вести себя как виртуальные электростанции – обеспечивать электроснабжение сети и способствовать эффективному управлению энергией (V2G).
Это значит, что электромобиль может выполнять функции автономного источника энергии для дома в экстремальных условиях. Например, когда состоится аварийное отключение энергии, ее можно частично “вернуть” в систему с электромобиля.
Емкость батареи современного автомобиля Tesla – 90 кВт. Этого достаточно, чтобы обеспечивать электроэнергией небольшой частный дом где-то неделю.
В обычных условиях электромобиль будет “возвращать” электроэнергию в сеть при пиковых нагрузках, дешево заряжаясь ночью по льготному тарифам. Понятно, что один электромобиль не окажет погоды, а если их будут сотни тысяч?
Это будет выгодно и сети. Дополнительный ток будет поступать к ней не от экологически вредных ТЭС, а от электрокаров, которые не использовали часть энергии, полученной из сети ранее. Владельцы же смогут неплохо заработать на разнице тарифов.
Конечно, это вопрос не завтрашнего дня. Для запуска проекта придется оснастить техническими устройствами электрокары и инфраструктуру. Также нужно будет просчитать разницу между тарифами, чтобы экономически заинтересовать владельцев электрокаров “возвращать” ток к сети. На это могут уйти годы и даже десятилетия, однако процесс уже запущен и дальше свое дело делать рынок.
Nissan уже отрабатывает экспериментальные программы Energy Share в Японии, США, европейских странах, сотрудничая с несколькими компаниями и организациями. Как только пилотные испытания завершатся, Nissan обещает коммерциализировать системы.
Интересно, что важной их составляющей станет сектор В2В. Автогигант планирует внедрять проекты, в которых сотни электромобилей одной организации экономить ей средства, объединяясь в единую систему с ее зданиями.
Электромобили – часть будущего. Они “умеют” то, на что не способны авто с двигателем внутреннего сгорания. Электрокары обрастают инфраструктурой, которая может подарить немало сюрпризов нам с вами и энергетической системе мира. (Стефан Благовисный, директор сети электрозаправочных комплексов ТОКА, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)