За первые десять месяцев этого года российские доходы от экспорта нефти и газа превысили $150 млрд., следует из отчета Федеральной таможенной службы. Самый впечатляющий рост у зарубежных поставок сжиженного природного газа – 83,3%. Почему Россия так быстро наращивает экспорт СПГ и как предполагается развивать эту отрасль в ближайшем будущем – в материале РИА Новости.
Темная лошадка
В структуре российского экспорта энергоресурсов по-прежнему лидирует нефть. С января по октябрь отечественные компании направили зарубежным потребителям 213,4 ты сырья на 106,6 млрд. долларов. Это на 38,6 процента больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Трубопроводный газ – на втором месте с доходом почти 40 млрд. долларов (на 30,9 процента больше, чем в прошлом году) при росте объема поставок на семь процентов – до 183,6 млрд. куб. м.
На СПГ в общих доходах от экспорта энергоресурсов приходится всего три процента (4,6 млрд. долларов). Доля России на мировом рынке сжиженного газа пока невелика – четыре процента. Однако, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, в ближайшие годы ситуация кардинально изменится.
В таких перспективах не сомневаются и международные эксперты. В исследовании Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook, опубликованном в середине ноября, говорится, что к 2040 году Россия станет одним из главных мировых экспортеров этого вида топлива.
Игра на опережение
Несмотря на большой разброс в долгосрочных прогнозах, тренд на расширение рынка СПГ очевиден. Так, по мнению председателя Shell в России Седерика Кремерса, спрос будет расти минимум на четыре процента ежегодно, а заявки на строительство новых заводов во всем мире подразумевают ввод в строй производственных мощностей на 470 млн. т СПГ в год.
Сейчас за первое место по объемам производства борются Катар и Австралия – на них приходится около 60 процентов всего мирового экспорта СПГ. Только в ноябре Австралия отгрузила 6,8 млн. т топлива, а Катар – 6,2 млн..
Стать лидерами рынка им удалось благодаря тому, что обе страны начали строить заводы по сжижению природного газа в так называемую первую волну – с 2005 по 2010 год.
Причем они продолжают наращивать мощности. По данным Энергетического центра Московской школы управления “Сколково”, в Австралии действуют уже десять заводов по сжижению природного газа общей мощностью 88 млн. т.
В свою очередь, Катар снял десятилетний мораторий на добычу газа в крупнейшем Северном месторождении. По информации агентства Reuters, к концу 2023 года Доха планирует построить три-четыре новые линии по сжижению газа, увеличив производство СПГ с 77 до 100 млн. т.
Новые игроки
И все же Австралия и Катар не смогут удовлетворить мировой спрос на СПГ в условиях его скачкообразного роста. Восполнить недостачу в ближайшие годы намерены Россия и США.
Американцы надеются к 2030 году стать мировыми лидерами по производству и экспорту СПГ. Для этого в стране возводят несколько заводов общей мощностью 112,2 млн. т.
В качестве ключевых рынков Вашингтон рассматривает страны ЕС, Китай и Японию. Однако на всех трех фронтах наметились серьезные трудности.
Во-первых, Пекин крайне жестко отреагировал на объявленную Трампом торговую войну и, по данным Главного таможенного управления КНР, прекратил закупать СПГ из США. Это при том, что в первом полугодии рынок импортного СПГ Китая вырос на 47,8 процента до 32,6 млн. т.
Также, несмотря на давление Белого дома, американские поставки СПГ в Европу в ноябре не превысили восьми процентов общего объема, в то время как 25 процентов газа поступили из Катара, 17 процентов – из России, 15 процентов – из Алжира и 11 процентов из Нигерии. Такие данные приводит международное консалтинговое агентство ICIS.
Из России с любовью
Конфликты США с торговыми партнерами открывают дополнительные возможности для России. В марте этого года дочерняя компания “Новатэка” – Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd – поставила в Индию первую партию СПГ, произведенного на Ямале. Спустя несколько месяцев первые танкеры с российским газом прибыли в китайский порт Цзянсу-Жудун. Среди потенциальных покупателей российского СПГ – Вьетнам и Пакистан.
Обеспечивать бесперебойные поставки Россия намерена за счет действующих и строящихся мощностей по сжижению газа. Сейчас в стране работают две линии завода “Сахалин-2” мощностью 9,6 млн. т СПГ в год.
Кроме того, 11 декабря была досрочно введена в эксплуатацию третья линия “Ямал СПГ”. Теперь его суммарная мощность составляет 16,5 млн. т.
В ближайшей перспективе – запуск четвертой линии. Замглавы “Новатэка” Марк Джетвей уверен, что строительство завершится к концу следующего года.
Позднее возведут еще два крупных завода. По словам Седерика Кремерса, компания Shell заинтересована в строительстве “Балтийского СПГ” (совместно с “Газпромом”) на 13 млн. т в год вместо ранее запланированных десяти. Он может вступить в строй в середине двадцатых годов.
Ввод в эксплуатацию второго – “Арктик СПГ – 2” с тремя производственными линиями ожидается в 2022-2023 годах. Его суммарная мощность составит 19,8 млн. т в год. (Александр Лесных, РИА Новости/Энергетика Украины и мира)