Обсуждение вопросов интеграции вариабельных возобновляемых источников энергии (variable renewable energy – VRE) часто сопровождается заблуждениями, мифами, а в некоторых случаях даже дезинформацией, пишут авторы из Международного энергетического агентства (МЭА) в работе «Getting Wind and Sun onto the Grid» (2017).
В прессе и блогосфере такие мифы и дезинформация встречаются сплошь и рядом.
Вот, например, пишет один из мыслителей нефтегазового сектора: «Рост рыночной доли возобновляемых источников энергии связан не столько с совершенствованием ветряных турбин и солнечных панелей, сколько с развитием технологий хранения энергии, а в этой области прорывов пока не видно».
В упомянутом докладе МЭА в разделе «Мифы и реальность» по этому поводу сказано следующее:
«Часто утверждается, что «только дополнительное хранилище электроэнергии может сглаживать колебания ветровой и солнечной энергии». Это выглядит очень интуитивно понятным: глядя на колебания, исходящие от установок ВИЭ, представляется очевидной необходимость буферизации этой выработки, чтобы обеспечить ее плавный профиль.
Тем не менее, как и в других мифах, важные факторы опущены. Главным моментом этого утверждения является то, что в какой-то момент интеграция вариабельных ВИЭ требует увеличения гибкости (маневренности) энергосистемы. Однако хранение не является единственной формой гибкости. Диспетчерируемые генераторы, включая тепловые электростанции и ГАЭС, постоянно управляют колебаниями на стороне спроса. Существует множество других источников маневренности, в том числе управление спросом или торговля с другими энергосистемами. Таким образом, хранение электроэнергии является лишь одним из пакетов решений – и до сих пор в большинстве стран, в которых вариабельные ВИЭ превышают 20%, оно не было представлено широко».
Послушаем практика, Бориса Шухта, главу немецкой электросетевой компании 50Hertz (Германия поделена между четырьмя операторами магистральных электрических сетей, 50Hertz – один из них). Особенностью данной сети является высокая доля вариабельных ВИЭ, которая в 2017 году составила 53,4% (компания обслуживает север ФРГ, где размещена основная масса ветровых электростанций). И что говорит г-н Шухт, инженер по образованию и управляющий сетевым хозяйством? В нынешней «системе достаточно гибкости для обеспечения сетевой безопасности» при уровнях ВИЭ в 70-80%. «В энергетической сфере есть ряд мифов. Один из них – представление, что нам тотчас необходима большая гибкость в системе, если речь заходит об интеграции возобновляемых источников энергии. То есть или накопители, или отключаемые нагрузки, или резервные (backup) электростанции. Это миф. У нас гораздо больше гибкости в системе, чем нам нужно».
Да, разумеется, Шухт «играет на стороне сетей», ему интересно расширение хозяйства, перетоки, интерконнекторы и т.п. Тем не менее, он отвечает за системную надежность четверти Германии, и если бы ему не хватало новых «батареек» для управления непостоянными потоками ветровой энергии, он, конечно, поделился бы своими беспокойствами.
Ранее Электровести опубликовали прогноз развития мирового рынка накопителей энергии до 2040 года от Bloomberg New Energy Finance (BNEF). Согласно ему, к 2040 г. установленная мощность накопителей энергии в мире (без учета ГАЭС) достигнет 942 ГВт, а их емкость – 857 ГВт-ч, считают авторы. Объем инвестиций на данном рынке (наколенным итогом за 22 года) достигнет 1,2 триллиона долларов США. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)