Верховная Рада во вторник намерена рассмотреть документ, который существенно упростит процедуру и сократит срок утверждения новых тарифов на услуги ЖКХ.

Законопроект №9406 “О корректировке цен/тарифов на коммунальные услуги”, впрочем, не просто упраздняет ряд согласований, призванных защитить потребителя от жадности монополистов, он к тому же позволяет последним закладывать в платежки компенсаторы. Чтобы покрыть убытки, понесенные во время утверждения новых тарифов.

Авторы проекта, который поддержала и Ассоциация городов Украины, утверждают, что лишь хотят решить насущную проблему коммунальных предприятий – кассовый разрыв, неизбежно возникающий в случае форс-мажорного роста цен на энергоносители.

Кассовый разрыв

Действующая практика тарифообразования предполагает сложную схему утверждения тарифов на коммунальные услуги в случае изменения цены на энергоносители. Например, известное повышение цены на газ на 23,5% заработало 1 ноября, но конечный потребитель коммунальных услуг, по сути, его пока еще не ощутил. Ведь прежде, чем украинцам придут новые платежки, новые коммунальные тарифы должны быть утверждены по цепочке рядом инстанций.

“Компания, которая поставляет в дома украинцев тепло или горячую воду, рассчитывает новый тариф и выносит его на открытые слушания. В них должна принимать участие общественность, затем обсужденные тарифы должны выносят на одобрение местного совета. А после утверждения органом местного самоуправления он передается НКРЭКУ. Комиссия в свою очередь должна проверить все расчеты на предмет соответствия рекомендованной методике, и утвердить их. Примерно через месяц после этого новые цены вводятся в действие”, – рассказал UBR.ua директор специальных программ НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

Столь громоздкая процедура должна обеспечить справедливое тарифообразование. Однако в ситуации с резким ростом цен на энергоносители она же приводит к значительным потерям коммунальных хозяйств. Авторы законопроекта подсчитали, что от начала процесса до вступления в силу новых тарифов обычно уходит от 49 до 72 дней. И все это время предприятие ТКЭ покупает энергоресурсы по новой цене, а продает услуги – по старой. По сути в этот период предприятие работает себе в убыток.

“Потери ТКЭ в таких крупных городах, как Киев, в переходные периоды составляют десятки млн. грн.. Ведь в больших объемах приобретается газ по цене, которая не окупается тарифом. В 2010-2011 годах убытки в целом по стране при подобных “переходах” составляли сотни млн. грн.. И погашаются они, как правило, за счет местных бюджетов. С точки зрения рыночных отношений, это неправильно”, – прокомментировал UBR.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Автоматическая корректировка

Законопроект предлагает в случае изменения на общегосударственном уровне таких макроэкономических факторов, как минимальная заработная плата, прожиточный минимум, ставок налогов, сборов, других обязательных платежей, цен/тарифов на топливно-энергетические ресурсы, а также других составляющих, которые влияют на формирование тарифов, утвердить следующий механизм корректировки тарифов:

В срок не более 5 календарных дней с момента изменений на общегосударственном уровне коммунальное предприятие подает свои предложения уполномоченному органу (то есть НКРЭКУ).

  1. В срок до 10 дней комиссия обязана утвердить скорректированный тариф.
  2. Новый тариф на коммунальные услуги, однако, применяется не с даты его утверждения, а сразу после вступления в силу исходных изменений на общенациональном уровне.
  3. Обсуждение тарифов с общественностью аннулируется, а уведомление потребителей о новых ценах будет совершено постфактум – в платежке.
  4. Возможные потери предприятий коммунэнерго, которые возникают на протяжении рассмотрения расчета тарифов, установления и их обнародования органом, будут компенсироваться в тарифе.

Общественных слушаний не будет

Не все общественники, правда, согласны с инициативами законотворцев. Если одни считают идею “мгновенной” корректировки вполне справедливой, то другие критикуют законопроект прежде всего за исключение общественных слушаний из процесса пересмотра тарифов.

“Этот закон хитрый, он вроде бы направлен на пользу коммунальным предприятиям, но его авторы – известные лоббисты монополистов. Они хотят возложить автоматическую корректировку цен на потребителя без обсуждения. Но я считаю, что повышение любых тарифов в первую очередь должно начинаться с анализа выполнения инвестиционной программы по старому тарифу. Пошли ли деньги с него на повышение КПД, на уменьшение потерь в сетях и т. д.”, – считает UBR.ua глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко.

Эксперты же обращают внимание, что запуск открытого ценообразования на рынках электроэнергии и газа рано или поздно приведет к суточной балансировке цен и на рынке тепловой энергии. Правда будет это нескоро, ведь тепловыми счетчиками оборудовано пока только 74-75% коллективных потребителей, не говоря об индивидуальных. (Алексей Ермоленко, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий