Газовые переговоры в Брюсселе 21 января между Киевом, Москвой и Еврокомиссией вскрыли еще больше противоречий между сторонами, чем прежде. Россия и Украина назвали свои условия продолжения отношений, во многом противоречащие друг другу.

После того как встреча в трехстороннем формате завершилась, к журналистам вышли представители сторон, при этом каждый общался преимущественно с представителями СМИ своей страны.

Министр энергетики РФ Александр Новак в эфире телеканала “Россия 24” назвал базовые условия подписания нового транзитного контракта с Украиной, какими их видит российская сторона.

“Транзитный контракт будет обсуждаться, но базовым условием является его коммерческая привлекательность. То есть создание таких экономических условий, которые были бы конкурентоспособны по отношению к другим направлениям – тому же “Северному потоку”, “Турецкому потоку”, – уточнил министр.

Таким образом, российская сторона дала понять Киеву, что не настроена на повышение транзитной ставки, и намекнула на существование альтернативных газотранспортных маршрутов.

Этот момент, с одной стороны, можно рассматривать как козырь Москвы, с другой – не стоит забывать, что оба газопровода еще в стадии строительства. Их запуск намечен на конец 2019 – начало 2020 года, а выход на проектную мощность займет еще предположительно два-три года.

Полная мощность второго “потока” – 55 млрд. куб. м в год. “Турецкий поток” спроектирован в двух нитках по 15,75 млрд. куб. м. При этом через Украину в прошлом году было прокачано свыше 86 млрд. куб. м газа, а на фоне роста спроса на газ в ЕС эти объемы могут вырасти.

О том, что потребности ЕС в импортном газе могут заполнить и ГТС Украины, и новые трубы “Газпрома”, говорил ранее и президент РФ Владимир Путин.

Вторым важным условием Новак назвал разрешение судебных споров “Нафтогаза” и “Газпрома” в Стокгольмском арбитраже.

Шведский суд в прошлом году вынес решения по искам обеих сторон, по итогам которых “Газпром” оказался должен “Нафтогазу” $2,56 млрд. за несоблюдение объемов транзитных поставок, при этом аналогичный принцип “take or pay” в контрактах на поставки газа Украине суд отменил. Такое неравнозначное отношение возмутило российскую компанию, и “Газпром” подал апелляцию.

Либо будет принято арбитражное решение по иску “Газпрома”, либо стороны должны найти решение в рамках мирового соглашения, уверен Новак.

Украинская сторона придерживается противоположного мнения: там арбитражное решение уже отметили как политическую победу и начали процедуру принудительного взыскания средств с “Газпрома”, не дожидаясь апелляционного рассмотрения. Кроме того, “Нафтогаз” направил в Стокгольмский суд новый иск на $11,6 млрд. – во столько украинская сторона оценила потери от реализации “Северного потока- – 2” и перевода на этот маршрут части транзита.

В России этот иск в принципе отказываются рассматривать всерьез. Во время переговоров в Брюсселе в Киеве исполнительный директор “Нафтогаза” Юрий Витренко заявил, что в случае сохранения транзита через ГТС республики компания снизит исковые требования с $12 млрд. до $2 млрд.

“Это несколько абсурдная позиция со стороны наших украинских партнеров, потому что это новый иск, который мы совершенно не воспринимаем, поскольку это иск относительно тех объемов, которые якобы не будут прокачены в будущем в случае незаключения контракта”, – отозвался Новак. “Это в принципе не может рассматриваться”, – подчеркнул он.

При этом украинская сторона дала понять, что от своих претензий к “Газпрому” не откажется. Кроме того, Киев настаивает на заключении нового транзитного договора с учетом европейского законодательства, на которое переходит Украина.

“Российская сторона даже не рассматривает то, что у нас теперь абсолютно другое законодательство, другие правила, другие законы, которые отображают европейское законодательство и то, что мы должны перейти от “договорняков” к реальным контрактам, которые будут основаны на европейских правилах. Этого ни российская сторона, ни тем более “Газпром” рассматривать минимум на этом этапе не хотят”, – заявил глава МИД Павел Климкин.

Ранее глава “Нафтогаза” Андрей Коболев отмечал, что “Газпрому” придется заключать соглашение с новым оператором ГТС Украины, которому будет передана ГТС.

Вице-президента Еврокомиссии Марош Шефчович также отметил, что новый контракт между сторонами “должен соответствовать нормам ЕС, он должен быть долгосрочным – более 10 лет”.

“Что касается объемов, то это должны быть коммерчески состоятельные объемы, которые позволят нам привлечь инвесторов к модернизации ГТС Украины”, – добавил Шевчович.

Украина уже много лет говорит о привлечении инвесторов и модернизации своей ГТС, однако она пока становится все менее привлекательной, что признавало недавно и само руководство “Нафтогаза”.

Получается, за счет гарантий “Газпрома” украинская сторона хочет решить проблемы своей ГТС, а ЕС – добиться того же с минимальными вложения со стороны европейцев. Интересно, что при этом антироссийская и антигазпромовская риторика с повестки дня в Киеве не уходит, а попытки взыскать дополнительные деньги с российской компании украинская сторона даже не приостанавливает.

Один из главных камней преткновения в этом споре – решение Стокгольмского арбитража, который присудит “Нафтогазу” $2,56 млрд., отмечает директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Для украинский властей отказаться от него – политическое самоубийство, а Москва продолжает рассматривать его как несправедливое и будет продолжать его обжаловать, отмечает эксперт.

Еще один фактор, затрудняющий переговоры, – предстоящие президентские выборы в Украине, на которых с довольно высокой степенью вероятности может смениться власть. %

Москва будет готова вести серьезные переговоры только после того, как станет понятна расстановках политических сил в стране, добавляет он.

Новый этап переговоров намечен на май 2019 года – тогда в Украине может смениться не только президент, но и руководство самого “Нафтогаза” – контракт у действующего главы Андрей Коболева истекает в марте. К этому времени, по словам Новака, эксперты могут проработать параметры будущего контракта.

Скорее всего, договориться удастся ближе к дате истечения текущих контрактов, то есть к самому концу года – когда деваться будет некуда, полагает Маринченко.

Действие текущего транзитного контракта между “Нафтогазом” и “Газпромом”, заключенного в 2009 году, заканчивается 31 декабря 2019 года. “Нафтогаз” называл это соглашение “самым провальными за всю историю независимой Украины”. в Брюсселе по поводу будущего газового транзита через Украину не привели к ощутимым результатам: готовности уступать не продемонстрировал никто. В Москве подчеркивают, что подпишут новый контракт с Киевом только при условии его коммерческой привлекательности и после урегулирования судебных споров между “Газпромом” и “Нафтогазом”. (Екатерина Каткова, Газета.ru/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий