В преддверии сразу двух выборных циклов депутаты озаботились финансовым состоянием компании НАК “Нафтогаз”, которой потребители всех категорий задолжали к сегодняшнему дню 29 млрд. грн. Решить проблему предлагают весьма экстравагантно – продать долги коллекторам.
Законопроект №9500, содержащий такие изменения, 22 января внесла в Раду нардеп от “Народного фронта” Татьяна Черновол. Эксперты, впрочем, сомневаются, что инициатива исходит именно от нее.
В пояснительной записке к законопроекту автор поясняет, что из всей суммы задолженности на долю газсбытов (облгазов) приходится 18,5 млрд. грн. Ссылаясь на закон 2015 года “О стабилизации финансового состояния “Нафтогаза”, нардеп предлагает продать права требования в отношении долгов конечных потребителей и поставщиков по ПСО-обязательствам (т.е. тем, кто поставляет газ населению) в пользу третьей стороны на электронных аукционах.
“Конечно, за этим кто-то стоит. В пояснительной записке используются характерные фразы, которые обычно употребляются в отчетах “Нафтогаза”, там и нужно искать источник”, – прокомментировал UBR.ua директор специальных проектов в Научно-технический центр “Психея” Геннадий Рябцев.
Действительно, даже само название монополиста – “Группа Нафтогаз”, используемое в пояснительной записке, не употребляется нигде, даже в правительственных постановлениях, а только чиновниками “Нафтогаза”. Хотя справедливости ради нужно отметить, что это отнюдь не первая попытка сбыть долги газового монополиста с дисконтом.
“Такая инициатива уже была ранее. Продажу долгов на аукционах пытался протащить сам “Нафтогаз” еще в 2014 году, тогда предполагался 70% дисконт. Я не думаю, что Черновол подлинный автор проекта, очевидно, что ей его “подсказали”. Скорее всего, это сделано с подачи “Нафтогаза”, – прокомментировал UBR.ua эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.
Концы в воду
Эксперты отмечают, что истинной целью проекта является вовсе не стремление очистить балансы монополиста. Рыночная доля облгазов весьма интересна “Нафтогазу”. И внесенный в парламент проект предоставляет отличный шанс путем распродажи долгов “недружественно” поглотить конкурентов. Особенно интересуют монополиста базы данных потребителей – прежде он уже пытался получить к ним доступ через кабминовское постановление №867. Однако эту попытку в конце прошлого года заблокировал суд.
Еще одной причиной появления законопроекта может быть стремление руководителей “Нафтогаза” спрятать концы в воду по сомнительным схемам, благодаря которым наращивались виртуальные активы газового монополиста, что позволяло менеджменту начислять себе большие премии. Основой успешных финансовых показателей “Нафтогаза” является огромная масса долгов облэнерго перед ним, возникших в том числе в результате наложения штрафов и пени за просрочку. Но в судах эти начисления поверх основного долга часто не признают, и в конечном итоге “Нафтогазу” приходится отступать, как это было в тяжбе с КГГА в вопросе поставок газа “Киевтеплоэнерго”.
“Часть этих долгов искусственно созданы по схемам небаланса. Из суммы задолженности почти в 20 млрд. грн. сами облгазы признают лишь около 7 млрд. грн., но все остальное – нарисовано в отчетах “Нафтогаза”. Конечно, если попробовать эти долги продать на аукционе, то можно таким образом их в определенном смысле финансово “легализовать” через некую компанию, которая, как банкомат, выдаст деньги”, – рассказал UBR.ua сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Кто купит
Впрочем, узаконить перепродажу “надутых” долгов еще полдела. Нужно еще найти покупателя на них. Однако эксперты успокаивают: если такая идея возникла, не исключено, что нужная компания уже создана и ждет выхода.
“По всей видимости, уже есть схема продать эти долги по дисконту, я думаю, примерно в 50%, но какие конкретно компании будут включаться игру, увидим позже. Прежде по аналогичной схеме уже пытались скупить долги компании “Уголь Украины”. Теперь ее хотят применить к “Нафтогазу”, – убежден Юрий Корольчук.
Эксперты полагают, что целью тех, кто инициировал этот законопроект, на первом этапе является легализация и получение контроля над облгазами. На втором этапе борьба может развернуться уже за долги простых украинцев перед теплокоммунэнерго.
“ТКЭ, как правило, контролируются местной властью, так что вполне возможно, что еще развернется борьба и за них на региональном уровне. На первом этапе население трогать не будут, для инициаторов законопроекта это пока неактуально. Но в любом случае распродажа долгов является весьма удобным инструментом по работе с должниками и в бытовом секторе. Не исключено, что впоследствии могут подключиться коллекторские структуры, которые будут кошмарить частников”, – резюмирует Валентин Землянский.
Эксперты сомневаются, что сейчас, в год предвыборных баталий, кто-то будет выбивать долги из населения – слишком ожесточенная борьба за активы развернется на верхних “этажах” газового рынка. Но схему вполне можно заложить законодательно “на перспективу”, и применить ее на уровне конечных потребителей уже после подведения итогов выборов. (Алексей Ермоленко, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)