В 2018 г. “Укргаздобыча” впервые не выполнила план по добыче газа. Это тревожный звонок для Кабмина. Как переломить ситуацию?

В 2016 г. Кабмин одобрил “Концепцию развития газодобывающей отрасли Украины”. В ней отмечалось, что Украина – энергозависимая страна.

“Укргаздобыча” была поставлена конкретная цель: увеличить объем добычи природного газа в 20100000000 куб. м в 2020 г.

На дворе уже начало 2019 г. С момента принятия концепции прошло более двух лет, поэтому следует подвести промежуточные итоги.

Удалось приблизиться к энергетической независимости? Сможет ли “Укргаздобыча” достичь определенного уровня добычи?

Логика проста: увеличение объемов добычи, при условии сокращения потребления газа благодаря энергоэффективности, позволит стране отказаться от его импорта. Кстати, в 2018 г. Египет полностью отказался от импорта газа, потому что собственная добыча вышла на уровень самообеспечения. Чем мы хуже?

Сравним плановые показатели, заложенные в правительственную концепцию, с фактическими. В 2016 году план для “Укргаздобыча” составил 14500000000 куб м, добыча – 14600000000 куб м. В 2017 году – 15200000000 куб м и 15300000000 куб м соответственно.

Не спешите радоваться. Надо понимать методы достижения этих успешных показателей. Есть другая сторона медали: произошло искусственное увеличение добычи газа вопреки технологическим режимам эксплуатации скважин. О таких нарушениях говорится, в частности, в акте проверки “Полтавагаздобыча”.

К каким последствиям приводит такое нарушение технологии добычи газа? К преждевременному истощению месторождений. Как результат, будет невозможно извлечь из них весь объем газовых запасов, и на правительственном концепции можно будет поставить крест.

Это цена за демонстрацию руководством “Укргаздобыча” удобных показателей. Они хотели выслужиться перед правительством и получить премии, то скрывали факт отсутствия реального прироста добычи из-за неэффективного освоения рекордных объемов средств, выделенных на интенсификацию добычи.

В 2018 году успешная статистика прервалась. План составлял 16500000000 куб м, а добыть удалось лишь 15500000000 куб м газа. “Укргаздобыча” отчиталась о победе, мол, это новый рекорд компании за последние 25 лет. О неисполнении плана согласно правительственной концепции скромно промолчали.

Возникает закономерный вопрос: есть ли еще надежда на то, что “Укргаздобыча” сможет догнать показатели и к 2020 году все-таки выполнит план? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим факторы, которые тормозят собственную добычу газа.

  1. Бюрократия и сопротивление разрешительных органов.

Вместо ожидаемых 60 лицензий на разработку новых месторождений “Укргаздобыча” за 2016-2018 годы получила лишь 17 лицензий. Государственная служба геологии и недр фактически блокировала процесс выдачи разрешений. Блокируют процесс и областные советы. В частности, Полтавский облсовет за три года отказалась предоставить компании 63 участка.

  1. Коррупционные схемы в “Укргаздобыче”.

Трудно думать о повышении добычи газа, когда занят тем, чтобы нагреть руки. К сожалению, некоторые сотрудники “Укргаздобыча” сидят на “откатах”: создают искусственные условия для победы нужных компаний на тендерах.

Во-первых, на такие мысли наводят публичные отзывы участников тендеров. Например, на сервисе Prozorro можно увидеть такой отзыв по тендера, проведенного в 2018 г. на сумму более 125 млн. грн.

“Требование не имеет ничего общего с техническим критериям квалификации документации процедуры закупки и призвана лоббировать отдельных производителей при одновременном дискриминации участников с долотами, которые не относятся к” ведущих производителей “, но имеют аналогичные по качеству долота по значительно более низким, в два-три раза, ценам “.

Во-вторых, это отмечают правоохранительные органы.

В 2018 году Генпрокуратура, при участии СБУ и САП, задержала двух должностных лиц “Укргаздобыча”, которые “наладили схему получения 10-процентного” отката “за государственный заказ”, в частности, начальника механико-энергетического департамента и директора по подготовке и транспортировке газа.

Наконец, первый заместитель председателя правления “Укргаздобыча” в 2011-2015 гг. работал советником генерального директора по природным ресурсам и объектов недвижимости EastOne Group, созданной олигархом Виктором Пинчуком.

Знаете, какой поставщик товаров и услуг получает больше заказов в денежном выражении от “Укргаздобыча”? “Интерпайп Украина”, входящий в состав EastOne Group. Совпадение? Не думаю. Яркий пример конфликта интересов.

  1. Фактор страны-агрессора.

Россия много агентов влияния в украинском стратегических компаниях. Очевидно, не является исключением и “Укргаздобыча”. С помощью инфильтрированных агентов Москва может саботировать увеличение добычи газа на уровне управленческих кадров “Укргаздобыча”. Основания сомневаться в их добропорядочности есть.

Возьмем, к примеру, бывшего начальника управления закупок и услуг “Укргаздобыча”, который в 2017 г. уволился с должности. Он в 2012-2015 годах работал на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе (РФ), входящего в структуру “Роснефти”. Это открытая информация, указанная в его резюме.

Там же работал и бывший директор по закупкам “Укргаздобыча”.

Есть вопросы и по некоторым нынешних топ-менеджеров компании. В частности, директор по безопасности “Укргаздобыча” почти 11 лет работал на структуры “ТНК-ВР”, которые имели штаб-квартиру в Москве, а впоследствии были поглощены “Роснефтью”. Это указано в его профиле в социальной сети LinkedIn.

Действующий директор по добыче “Укргаздобыча” вел бизнес с бывшим главой московского представительства “Нафтогаза” Валерием Раздорожным, которого СМИ представляли как “московского бизнесмена”. После Революции достоинства он скрывался в Российской Федерации, ожидая, пока стихнет ситуация на Майдане.

Таким образом, в 2018 году “Укргаздобыча” впервые не выполнила план по добыче газа в соответствии с правительственной концепцией. Это тревожный звоночек для менеджмента компании и Кабмина. Инерционный сценарий развития событий приведет к срыву достижения цели – 20100000000 куб метров газа в 2020 году.

Переломить ситуацию можно путем борьбы с коррупцией в “Укргаздобыче” и уменьшение влияния страны-агрессора на управленческие решения компании. (Алексей Минаков, политический эксперт, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий