После 4-х лет разговоров о приватизации «Центрэнерго», осенью прошлого года таки состоялась попытка продать эту энергетическую компанию. В конце концов денежную залога внесли «Укрдонинвест” Кропачева и белорусский нефтебитумных завод.
Эти компании вряд ли можно отнести к европейским, которые приводят в Украине западные стандарты бизнеса и западные деньги. Да и вообще большой вопрос, откуда у таких, еще вчера никому не известных инвесторов, по 6 млрд. грн. В конце концов в декабре Правительство отменило приватизацию.
Как же случилось, что приватизация, которая была записана еще в меморандуме с МВФ еще в 2015 году, ради которой проводилось столько конференций, ради которой за $ 3 млн. был нанят советник Ernst & Young – закончилась так безрадостно?
По моему мнению, причиной этого было несколько факторов:
- Честно заработанные деньги не могут конкурировать с украденными. Стартовая цена была достаточно высока и уже она отсекала много потенциальных участников. Оставались те, кому не жалко такую сумму.
- Украинская регуляторная среда: Минэнерго, регуляторы, суды, налоговая (заявляла осенью о претензии и к ЭТО), железная дорога, военное положение – все это билет на украинском минное поле.
Правительство и регуляторы несколько раз принимали решение в пользу ДТЭК за счет других участников рынка (приоритет платежей). А если такое будет повторяться? А если Минэнерго таки реализует свой лоббистских проект “приоритет уголь”, чтобы все покупали уголь в ДТЭК (дорого)?
В соотношении risk/return существующие в Украине риски слишком высокими.
- Пожалуй, главное – монополизация рынка сырья для Центрэнерго. Где новому инвестору принимать уголь для Центрэнерго? В Украине 85% угля контролирует ДТЭК, еще 10% государственные шахты.
Эти 2 субъекты, которые контролируются 95% рынка сговорились и продают уголь не ниже, чем за $ 100 за тонну. Есть еще шахта ООО “Краснолиманская”, которая конечно, в таком случае продает по примерно той же цене.
Для сравнения угля в Роттердаме стоит $70, а в ЮАР – $65.
Конечно, можно угля и импортировать, но, во-первых, это удорожает стоимость, и ты точно будешь проигрывать ценовую конкуренцию тем вертикально-интегрированным группам, которые монополизировали рынок в Украине.
А во-вторых, уже есть решение Совета оптового рынка и Минэнерго (еще не завтерджено правительством), что производить э/э имеют те, кто покупает уголь в Украине.
Я осенью прошлого прогнозировал, что никто из западных инвесторов на эту и такую приватизацию не придет. Поэтому рекомендовал выставлять Центрэнерго вместе с ГП “шахта Краснолиманская” (тоже есть в перечне на приватизацию) – это бы уменьшило риск дефицита сырья. Иначе на таком монополизированном рынке существенное преимущество возникает у того, кто имеет свой уголь в Украине.
Так и произошло – претендентом на покупку, который внес денежный залог, стал Кропачев, который контролирует шахту ООО “Краснолиманская”.
Цена 6 млрд. грн. не отпугнула, ведь украинские реформы дают возможности быстро вырастать новым успешным украинским бизнесменам.
Обертка была хорошая – конференции, советники, рабочие группы, никаких ограничительных условий. Только сама обертка не работает, когда инвесторы голосуют своими сотнями млн. долларов.
По моему мнению, именно фактор монополизации рынка угля является ключевым в этой истории. Но признание этого факта нарушало комфортный мир украинского политика / чиновника, ведь тогда с монополией надо что-то делать.
Вот и решили “сузить картинку”, не увидеть этого нюасну – и получили абсолютно логичный результат.
Действия и решения иностранных инвесторов в этой ситуации были абсолютно рациональные и прагматичные.
Напомню прежде, осенью 2014 года, когда тарифы были не “Роттердам +”, а “Роттердам минус”, в Украину приезжали топ-менеджеры компании Gas de France (Engie), которые выражали реальный интерес к приватизации Центрэнерго.
А так почти вся приватизация пост-площадного периода свелась к продаже Ахметову блок-пакетов акций 5 крупных энергетических компаний. Здесь реформы нашли адресата, их оценил. (Андрей Герус, председатель Ассоциации защиты прав потребителей электроэнергии и коммунальных услуг, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)