Борьба за сладкий “транзитный” кусок украинского газового пирога привела к созданию сразу трех операторов ГТС вместо одного, как того требует Третий энергопакет ЕС.

Заключить новый контракт на поставки российского газа европейским потребителям все они одновременно не смогут. А сильнейшего будет определять вовсе не талант менеджеров, а результаты голосования украинцев на президентских выборах. Ведь у каждого кандидата из лидирующей тройки, включая Владимира Зеленского, могут быть свои интересы в газовом хозяйстве Украины.

В понедельник компания “Укртрансгаз” со ссылкой на решение материнской компании НАК “Нафтогаз Украины” от 29 января сообщила о регистрации нового юрлица – ООО “Оператор газотранспортной системы Украины”. В сообщении сказано, что это решение позволит начать юридическое отделение функции транспортировки газа сначала в структуре “Нафтогаза”, а после 1 января 2020 года – вне его структуры. Поскольку этот шаг является необходимым условием для сертификации независимого оператора, привлечения международного партнера и продолжения транзита российского газа через Украину. Проще говоря, это означает, что к созданной компании перейдут функции оператора ГТС после анбандлинга (разделения) “Нафтогаза”. На это указывают и косвенные признаки – компания находится в 100% собственности Укртрансгаза, а ее гендиректором назначен Павел Станчак, ранее занимавший пост вице-президента материнской УТГ.

В чем суть

По требованию своих европейских партнеров Украина обязалась разделить “Нафтогаз” на части, лишив его полномочий выполнять функцию транзита. Потому на первый взгляд создание профильной компании – логичный и ожидаемый шаг. Однако загвоздка в том, что ответственное юрлицо уже есть: постановлением 496 от 1 июля 2016 года Кабмин создал оператора-транзитера “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ). Именно эта компания и должна была заняться поставками российского природного газа через территорию Украины после анбандлинга. В МГУ даже набрали менеджмент и исправно платят ему зарплату.

“Гройсман создал МГУ, посадил туда своих людей и думал, что переход активов на сумму 50 млрд. грн. от “Нафтогаза” к новому оператору будет осуществлен просто и быстро – его люди сядут на все потоки и начнут управлять новой компанией. Было принято правительственное постановление, назначены руководители, но процесс на этом остановился”, – рассказал UBR.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Одной из причин торможения процесса анбандлинга эксперты называют то самое “историческое” решение Стокгольмского арбитража, которое в споре “Газпрома” и “Нафтогаза” отдало победу последнему. Ввиду того, что арбитраж касался в том числе и вопроса транзита, чиновники “Нафтогаза” настоятельно требовали проявить терпение и не спешить с расчленением монополиста. Ведь анбандлинг лишит последнего статуса оператора ГТС, а над выполнением сторонами решения суда повиснет угроза.

Но какими бы ни были доводы монополиста, 31 декабря 2019 года контракт с “Газпромом” на транзит газа заканчивается. И если Украина не хочет потерять солидный кусок газового европирога, новый оператор должен заработать. Таковы условия Третьего энергопакета ЕС. Но теперь возникает вопрос: какая из компаний возьмется подписывать новое соглашение с российской стороной. Пикантность ситуации заключается в том, что в действительности претендентов на эту функцию даже не два, а три.

Три оператора

1 декабря 2017 года газовые чиновники, спустя полгода после учреждения кабминовсокго МГУ, объявили о создании филиала “Оператор ГТС Украины”. Уже изначально новому оператору было передано 209 сотрудников (при номинальном штате в 309 человек), а также более 1000 договоров на транспортировку газа. По факту уже имеющая все необходимые ресурсы компания стала готовиться перехватить функции транзита у “Нафтогаза” в обход “Магистральных газопроводов Украины”.

“МГУ изначально не создавалось внутри “Нафтогаза”, что выглядело вполне логично. По сути, это была попытка запустить параллельный правительственному процесс. Причем я не уверен, что вариант “Нафтогаза” по анбандлингу лучше проекта правительства. Но действия Кабмина по сути остановили процесс. До сих пор неясно, кому из этих операторов будут переданы активы “Нафтогаза”, при том, что филиал “Оператор ГТС” сам является структурным подразделением украинского газового монополиста, – прокомментировал UBR.ua эксперт энергорынка Геннадий Рябцев.

Несмотря на сходство в названиях, новосозданный ООО “Оператор ГТС Украины” и филиал “Оператор ГТС Украины” являются разными юридическими лицами, ведь каждый из них прошел свой процесс регистрации. При этом эксперты обращают внимание на необычную для подобного уровня предприятий форму собственности.

“Создание газового оператора в форме акционерного общества вместо общества с ограниченной ответственностью было бы логичным, тем более что речь шла об участии западных партнеров, которые приобрели бы 49% пакета акций оператора. Но для оператора выбрали почему-то ООО. Непонятно, зачем плодить структуру за структурой, тем более что новая вообще является частной. Здесь больше вопросов, чем ответов”, – рассказал UBR.ua эксперт энергорынка Валентин Землянский, комментируя новость об учреждении еще одной компании-транзитера.

Все решат выборы

Появление сразу трех операторов ГТС, допускают эксперты, может свидетельствовать о развернувшейся борьбе политических элит закусок газового пирога, обострившейся ввиду приближающихся президентских выборов. Шансы действующего президента Петра Порошенко возглавить государство второй раз подряд, если верить исследования социологов, не так уж высоки. А значит и имеющиеся планы по разделению газового хозяйства могут быть скорректированы.

“Нафтогаз” до конца февраля обещает выложить еще один, новый план, в котором меняется сама модель анбандлинга. Вместо физического разделения предлагается модель с независимым системным оператором. Гройсману эта идея точно не понравится, но пока все воздерживаются от высказываний. Ведь ясности, кто дольше просидит на трубе, ни у кого нет. Если Тимошенко станет президентом, то Коболева уберут в считанные дни, а вот у Гройсмана есть шансы при этом сохранить кресло. В этом случае контракт на транзит с “Газпромом” будут заключать МГУ, а все проекты Коболева уйдут в небытие”, – считает Дмитрий Марунич.

Большой вопрос и в том, какая из компаний будет заключать новые транзитные соглашения с “Газпромом”, если главой государства станет фаворит нынешней гонки Владимир Зеленский. Олигарх Игорь Коломойский, которого связывают с кандидатом, также имеет интересы на отечественном газовом рынке. Аффилированная с ним компания “Укрнефтебурение” является третьей среди частных компаний по объему добычи газа. Таким образом, все три ТОП-кандидата могут так или иначе иметь свой взгляд на развитие газового хозяйства.

“По мнению европейцев, наша ГТС морально устарела и заниматься ее реконструкцией должен международный консорциум. Поэтому соревнование наших олигархов по поводу того, кому из них достанется ГТС, чреват большим скандалом. Я думаю, что если вдруг президентом станет Зеленский, то в подобных вопросах на него будут давить с разных сторон люди, связанные с Коломойским, Ахметовым и даже с Порошенко. Но достаточно жесткие условия будут выставлять товарищи из Брюсселя и Вашингтона. А проигнорировать последние не сможет ни один президент”, – прокомментировал UBR.ua политолог Владимир Фесенко.

По мнению экспертов, европейские партнеры давно уже устали от газовых игрищ украинского политикума, поэтому обходные пути газопроводов однажды заместят те объемы украинского транзита, которые сегодня приносят в казну до $3 млрд. в год.

“Украина рано или поздно потеряет свой транзитный потенциал. Европейцам все менее интересно заниматься проблемами взаимоотношений Украины и России. ЕС явно не слишком заинтересована в сохранении транзита через Украину, в противном случае давно бы надавила на Россию и соответствующее соглашение было бы заключено. Обходные маршруты поставят в этих играх точку, и ГТС придется резать на металлолом”, – считает Геннадий Рябцев. (Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий