Желание пересесть на экологически чистый транспорт в последнее время на фоне растущих цен на ГСМ превращается из модного увлечения в банальное желание сэкономить. А будет ли выгода реальной?
Растаможка
Платить таможенникам за ввоз электромобилей в Казахстан пока еще требуется, сообщают Kolesa.kz. Пошлины периодически обнуляют на небольшой срок, но вскоре вновь устанавливают. С 6 января 2019 года пошлину на транспортные средства с электродвигателем (кроме гибридов) снизили с 3 до 2% от таможенной стоимости, включающей сумму в инвойсе или договоре купли/продажи, а также стоимость доставки и оформления. По соглашению с ВТО к 2021 году пошлины на электромобили должны довести до 0%, но пока нужно платить.
НДС
После растаможки нужно уплатить НДС, который сегодня равен 12% от таможенной стоимости авто, сложенной с растаможкой и таможенным сбором (20 тыс. тенге за декларацию, или 46,69 евро).
В перспективе планируется НДС и сбор за первичную регистрацию для электромобилей отменить. Но когда поправки в законы и кодексы примут, пока не известно. Единственное реально действующее сегодня послабление – легковые автомобили, оснащенные исключительно электродвигателями, не облагаются налогом на транспортные средства.
ЭВАК
189 тыс. тенге – именно во столько обойдется сегодня установка в машину системы вызова экстренных служб. Без нее не получишь свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и, соответственно, не пройдешь первичную регистрацию. “Кнопку” устанавливают пока российского производства (казахстанские появятся совсем скоро). После чего выдадут справку, что система установлена и подключена. С этой справкой нужно отправиться в сертификационный центр для получения СБКТС. Тут-то и начинается самое интересное. Свидетельство можно оформлять только на машину, получившую ранее “Одобрение типа транспортного средства” (ОТТС). Оформление СБКТС в среднем обходится в 50 тыс. тенге.
Утильсбор
Несмотря на нескончаемые разглагольствования казахстанских чиновников про заботу об экологии в стране, электромобили сегодня облагаются утилизационным сбором. Он, конечно, ниже, чем для обычных авто, но и маленьким его не назовешь – 150 МРП, или 378 750 тенге.
Сбор за регистрацию
И наконец, при постановке на первичный учет владельцу электромобиля останется только уплатить сбор за регистрацию. За новое авто, в возрасте до двух лет, он составит 0,25 МРП, или 631,25 тенге. В возрасте от двух до трех лет – 25 МРП, или 63 125 тенге, а за более старые машины – 250 МРП, или 631 250 тенге.
Примерный расчет
Предположим, вы купили в Европе (хотя на самом деле неважно где) Nissan Leaf 2017 года за 20 тыс. евро. Сильно старый электромобиль рассматривать не стоит – срок службы батареи обычно не превышает семи лет (правда, элементы всегда можно будет поменять). Около 1 500 евро еще было уплачено за доставку машины в Казахстан. Сколько придется заплатить сверх того на родине?
То есть по факту двухлетний Nissan Leaf со свежей батареей будет стоить 25-26 тыс. евро, то есть порядка 11 млн. тенге, что, в принципе, очень даже неплохо для относительно нового авто. А если учесть, что дома потом не придется платить за него налог да сравнить стоимость электроэнергии с ценой ГСМ на казахстанских заправках, получится, что электромобиль вполне достойный выбор. По крайней мере, пока вы катаетесь в черте города, вблизи электророзеток. (Алексей Старков, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)