Через год все поликлиники и амбулатории отправляются в автономное плавание, то есть будут платить за коммунальные услуги самостоятельно. Готовы ли они к этому?

Из опыта работы с больницами и врачами как юрист знаю, что они мало заботятся затратами на коммунальные услуги.

Да, это огромная статья в бюджете каждого медицинского учреждения, но пока ее покрывают городская или поселковый совет.

Поэтому если у главного врача есть возможность “продавить” какую инвестицию, то оптимизация энергетических затрат будет последней в таком “списке желаний”.

Однако есть обстоятельство, которое изменит все. С 2020 года все медицинские учреждения первого звена (поликлиники и амбулатории) отправляются в автономное плавание, то есть будут платить за коммунальные услуги самостоятельно. Поэтому “список желаний” перевернется вверх дном, и меры по энергетическому хранению станут на первое место.

Можно предположить, что главные врачи за год до этого момента уже что-то делают. Сейчас, когда расходы финансирует местный совет, можно инвестировать в эффективное отопление и замену инфраструктуры, ведь автономному заведению искать деньги гораздо сложнее. Нет, такие кейсы можно пересчитать по пальцам.

В этом мы убедились осенью 2018 года, когда помогали посольству Германии в Украине провести украинский-немецкий форум “Биоэнергетика, энергоэффективность и агробизнес” (BEA). Для нас и для немецких партнеров, GIZ, энергоэффективность в медицине была одной из основных тем дискуссий и воркшопов.

Ища кейсы накануне и обсуждая эти темы на форуме, мы увидели: ни для больничного менеджмента, ни для лидеров общин вопрос энергоэффективности медицины не стал приоритетным. Впрочем, один замечательный и знаковый кейс мы нашли.

В Харьковском районе благодаря грантовой поддержке оборудовали солнечными электростанциями фельдшерско-акушерские пункты в семи приграничных селах, в частности Борисовке, Глубоком и Липцах. Обошлись без бюджетных средств.

Одна такая станция обеспечивает электроэнергией ФАП (питает холодильник с вакцинами, стерилизатор и кардиограф), а в некоторых селах – еще и детский сад, библиотеку и школу. По расчетам администрации района, проект окупит себя за десять лет. Это первый кейс в области и, похоже, во всей Украине.

Здесь все “поехало” благодаря энтузиазму не медиков, а председателя районного совета. Максим Литвиненко, “звезда” нашего форума, понял: пограничные селения нуждаются не только энергоэффективности, но и энергетической безопасности – автономных источников энергии.

Инициаторами изменений могут быть и лидеры общин, и главные врачи. Можно пойти по пути Харьковского района и получить грант, можно воспользоваться другими вариантами.

Для достижения энергоэффективности в медицинском учреждении законодательство предусматривает три модели, и главный врач должен выбрать свой путь.

Первый вариант – договор подряда на внедрение энергоэффективных мероприятий.

Медицинское учреждение заказывает утепление стен, замену освещения, новые окна, а компания выполняет эти работы. Это самый простой путь, в котором изменения будут заметны уже в первом счете за коммунальные услуги, полученном после модернизации.

Однако платить за эти работы надо сразу. Исполнителю безразлично, будет ли польза от новых окон и дверей. Он просто выполняет заказ. Этот путь для того, кто четко знает, что делать, и знает, как получить от местного совета деньги на ремонт.

Второй вариант – договор с энергосервисной компанией (ЭСКО).

Здесь главному врачу не надо искать деньги и делать аудит – все сделают в ЭСКО. Компания изучит состояние медицинского учреждения, выберет наиболее эффективные методы снижения энергетических затрат и воплотит их. За это ЭСКО от пяти до пятнадцати лет будет получать от медицинского учреждения 80-100% сэкономленных денег.

Так больница получит модернизированную здание, не потратив ни одной гривны. Это ситуация с двойной выгодой, и несколько бюджетных учреждений пользуются услугами ЭСКО. Однако медицинских учреждений среди них – единицы. Почему?

В ЭСКО понимают, что после автономизации медицинское учреждение потеряет неисчерпаемый источник бюджетных денег и даже может быть ликвидирован. Между расходы ЭСКО надо компенсировать. Поэтому этот путь для того, кто сможет доказать: его медицинское учреждение будет платежеспособным течение ближайших десяти лет.

Третий вариант – государственно-частное партнерство (ГЧП).

Это перекладывание проблем и задач по энергоэффективности на инвестора. Главный врач руководит медицинскими вопросами, управляющий – административными. Обязанности и вознаграждение управляющего описываются в договоре. В нем же указываются требования к зданию: какой она должна быть под администрированием управляющего.

Управляющий может быть инвестором, оплачивать расходы на модернизацию, нанимать подрядчиков, проводить тендеры, подписывать договоры. Управляющим может быть не только человек, но и юридическое лицо. Недостаток этого варианта – нужны согласие местного совета, конкурс на роль управляющего и утверждения результатов конкурса в совете. Даже если начать сейчас, можно не успеть к началу 2020 года.

Ключевой вопрос для большинства тех, кто выбрал самый первый вариант – где брать средства. Кроме местных советов, деньги, по крайней мере, на профессиональный энергетический аудит, могут выделить негосударственные институты или проекты.

Для девяти медицинских учреждений Чернигова и восьми – Сум такой институтом стал проект “Партнерство по модернизации: энергоэффективность в больницах”. Поддержанный правительством ФРГ проект профинансировал аудит 87 больниц. Немецкие эксперты говорят, что инвестированные 14 млн. евро помогут экономить 1 млн. евро ежегодно.

Однако экономить, похоже, никто не хочет, и это должно всех нас беспокоить. У поликлиник и амбулаторий осталось мало времени. Ближайшие месяцы конкуренция за деньги из местных бюджетов будет очень высокой. Те, кто упустите свой шанс, останутся наедине с огромными счетами за отопление и электроэнергию.

Остается четвертый вариант: ликвидация, но я не хотел бы на нем останавливаться. (Иван Бондарчук, юрист юридической фирмы ILF, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий