Объем импорта авиатоплива в первые месяцы 2019 г. упал вдвое, но при этом ни один самолет или пассажир не пострадал из-за нехватки авиатоплива. Это лучшая иллюстрация результатов ужесточения контроля над целевым использованием авиакеросина, внедренного с 1 января 2019 г.
Без шероховатостей не обошлось, но по итогам года казна получит дополнительно 1,2 млрд. грн. акцизов и более конкурентный топливный рынок. Правда, теневой сектор, развернувшийся на “керосиновой” теме, без боя не сдастся.
Взлет импорта авиатоплива произошел в 2017 г. Тогда на рынок поступило 520 тыс. т топлива импортного и внутреннего производства, или на 70% больше, чем годом ранее. Украинские аэропорты были не в состоянии освоить такие объемы даже теоретически, особенно учитывая, что керосин у нас дороже, чем в Европе, на 60-70 долл./т. Говорили об этом и цифры: в шести крупнейших аэропортах страны, на которые приходится около 95% всего пассажиро- и грузопотока, было реализовано 241 тыс. т топлива. Если добавить сюда закупки для военных, Госрезерва и поставки в мелкие аэропорты, то реальное потребление авиакеросина в 2017-м не превысило 320-350 тыс. т.
Куда же подевалось еще 200 тыс. т или потребление еще одного “Борисполя”? Данные железной дороги фиксируют перемещение керосина по станциям, где поблизости нет аэропортов, либо “зависание” в портах. Центральное место, безусловно, принадлежало порту Николаева, откуда странным образом выезжало больше дизтоплива, чем приходило по морю в танкерах.
“Праздник” продолжился и в 2018-м: объем топлива на рынке увеличился еще на 50% на фоне роста авиаперевозок на 21%.
Отмалчиваться Государственная фискальная служба уже не могла и под давлением рынка признала, что авиакеросин используется нецелевым образом – смешивается с дизельным топливом. Осенью 2018 г. парламент утвердил пакет изменений в Налоговый кодекс, ужесточив контроль над использованием авиатоплива.
Как это работало
При изготовлении керосино-дизельной смеси компания экономит на уплате акцизного налога. На дизельное топливо он составляет 139,5 евро за 1000 л, на керосин до недавнего времени – 21 евро.
Дополнительная экономия получается и за счет выхода менее плотного продукта: в те обычного дизельного топлива примерно 1206 л, в смеси – 1242 л.
Рецептура “керодизеля” не раскрывается. Известно, что, кроме дизтоплива и авиакеросина, в этом топливном коктейле применяется также масло, которое и вовсе акцизном не облагается. В зависимости от плотности конечного продукта расчетная стоимость литра такой смеси может быть на 1,65 грн./л ниже цены обычного дизельного топлива.
Такая экономия позволяла владельцам “керодизеля” демпинговать, наращивая объемы продаж. Например, в сентябре 2018 г. в порту Николаева можно было купить ДТ по цене Коростеня и Новоград-Волынского. “Как бы ты ни изворачивался, откуда бы танкер ни вез, всегда найдется тот, кто намешает керосина и сходу предложит минус 50 коп./л”, – жаловался летом 2018 г. один из морских импортеров дизтоплива.
По мере расширения “керодизельной экспансии” росло количество жалоб на качество этого продукта, который едва ли можно считать равноценной заменой заводскому дизтопливу. Сначала на волне жалоб от волонтеров внимательнее следить за качеством топлива начали в Министерстве обороны, которое в прошлом году половину всего топлива получало из Николаева.
Вскоре тревожные сигналы начали поступать и с “Укрзализныци” – еще одного крупного потребителя “николаевского” топлива. Затем жалобы посыпались отовсюду – от мелких фермерских предприятий юга до решивших добиваться компенсации клиентов АЗС.
Бездонный Николаев
Основным источником поставки этого топлива на рынок был порт Николаева. В прошлом году на него пришлось более 60% всех морских поставок авиакеросина. Из 220 тыс. т, которые в 2018 г. поступили в порт, в направлении аэропортов вышло только 20 тыс. т. Куда делись остальные 200 тыс. т?
Главным клиентом николаевской нефтеперевалки является группа “Трейд Коммодити”: в 2018-м более 90% всех поставок нефтепродуктов в этот порт были адресованы аффилированным с ней компаниям. В декабре 2018 г. ГФС провела рейд по местам хранения авиационного топлива для инвентаризации остатков, подтвердив огромный дисбаланс, в том числе в Николаеве.
После этого ГФС назначила проверки аффилированных с группой юридических лиц – “Ферст Групп”, “Фирма Фидея”, “Торум”, “Август Пром” и даже инициировала арест счетов этих компаний, но до текущего момента никто наказания не понес.
Единственный, кого органы прокуратуры поймали за руку и вынесли приговор, – это охранник Кононенко с нефтебазы в с. Большая Корениха Николаевской области. Он якобы втайне от владельцев нефтебазы организовал производство 19,3 тыс. л фальсифицированного дизтоплива и реализовал его на оптовом рынке. Признав свою вину, он пошел на сделку со следствием и получил штраф 51 тыс. грн.
Не ставя под сомнение предприимчивость охранника базы в Большой Коренихе или какой-либо другой нефтебазы, но все же самостоятельно освоить 335 тыс. т авиакеросина он или его коллеги едва ли смогли бы.
“Керосиновая” схема, как и любая другая крупная махинация, по всей видимости, имела своих покровителей и защитников по вертикали налоговых и правоохранительных органов. Иначе как объяснить бездействие той же ГФС в течение двух лет? А ведь как показывает опыт, в других случаях этот орган имеет достаточно инструментов, чтобы пресечь любую, даже сомнительную, деятельность.
Но за два года схема приобрела такие масштабы, что дальше не замечать ее было просто невозможно, и под давлением участников рынка и “здорового крыла” ГФС ее удалось прикрыть.
В ожидании рассвета
Осенью 2018 г. участники рынка убедили правительство и парламент принять изменения в Налоговый кодекс. Если кратко, то теперь, чтобы растаможить авиатопливо по низкой ставке акциза, импортер должен доказать целевое использование топлива – заправку в крыло самолета. Если таких документов нет, акциз будет в десять раз больше – 210 евро/тыс. л.
Контролируется это путем выдачи налоговых векселей. Импортер или производитель должен получить в банке авалированный вексель, который гарантирует ГФС, что если топливо не будет использовано по назначению, банк компенсирует бюджету разницу между базовой и повышенной ставками акциза, а это 189 евро на каждой тысяче литров. Например, при импорте 1 тыс. т топлива импортер должен предоставить вексель на 235 тыс. евро, или 7,2 млн. грн. по текущему курсу.
Начало января показало, что к этому механизму никто не был готов и в первую очередь – фискальная служба. “Процедура новая, притом как для рынка, так и для ГФС, и для банков, – объясняла президент Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова. – По итогам обсуждения мы оперативно адресуем вопросы ГФС. Я уверена, что все встанет на свои места по мере обкатки механизма”.
Действительно, по мере возникновения проблемные вопросы удавалось решать. Не все гладко и до сегодняшнего дня, но теперь сложности возникают уже на последней стадии – погашения выданных векселей. По состоянию на 21 марта из 130 взятых на учет векселей погашено всего 8.
Несмотря на шероховатости нового порядка, процесс идет, и с конца января топливо поступает ритмично. В феврале компании, занимающиеся заправкой самолетов, даже нарастили объемы поставок. А вот порт “Николаев”, наоборот, существенно “подсох”, приняв в январе-феврале 3,6 тыс. т авиатоплива против 24,5 тыс. т за такой же период прошлого года.
Правда, в Николаевском порту позаботились о наличии топлива заранее. За месяц до введения векселей порт установил свой собственный рекорд, приняв 57 тыс. т авиационного топлива. По сравнению с ноябрем 2018-го поставки выросли в четыре раза! В декабре он принял больше топлива, чем за три предыдущих месяца, вместе взятых. Растаможка шла вплоть до вечера 31 декабря.
Эхо этой лебединой песни слышится в порту Николаева до сих пор. Из-за этого в течение всего первого квартала фиксировались предложения растаможенного по старым правилам керосина или уже готового “товарного” дизтоплива.
Но даже декабрьские рекорды израсходуются, особенно на фоне растущего сезонного спроса. Потерю керосина “теневой” рынок переживает достаточно болезненно. У некоторых трейдеров “керодизель” вызвал настолько сильное привыкание, что вынуждает искать замену керосину в маслах, промежуточных продуктах переработки или переходить в разряд контрабандистов.
“Цены уже не те, да и качество перестало быть стабильным. Изменился цвет ресурса, он стал более желтым, и запах не дизельный. И прежних объемов больше нет”, – утверждает еще один трейдер из восточных регионов, отмечая, что смесевое топливо по-прежнему занимает львиную долю рынка в Николаевской, Херсонской и Одесской областях.
Но все эти объемы масел и других продуктов, пригодных для удешевления дизтоплива, не восполнят ушедшие объемы керосина.
Несмотря на сложности с работой вексельной системы, уже сейчас можно констатировать, что поставки избыточных объемов керосина прекратились, есть первые предпосылки к выздоровлению рынка дизельного топлива. Например, в марте компания Skywalk Trading совместно с BB Energy впервые поставила партию в объеме 36 тыс. т дизтоплива напрямую из Индии. Этот танкер стал одним из крупнейших нефтеналивных судов, заходящих под разгрузку в порт “Южный”.
Неконтролируемый поток сырья для производства “керодизеля” остановился, но рынок полнится слухами, что операторы схемы ищут возможности ее реанимировать. Мало кто верит, что после выборов, как бы они ни закончились, появится что-то новое. Рынку сложно представить, что бывает без схемы. (Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, Корреспондент Enkorr Виталий Крижевский, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)