Угроза украинскому транзиту российского газа в 2020 г. стимулирует всех участников процесса искать пути его сохранения. Один из них – консорциум по управлению газотранспортной системой с европейскими компаниями. Кто может быть его участником?

“БизнесЦензор” разбирался, кто может спасти украинскую газотранспортную систему (ГТС), войдя в консорциум с украинским оператором для противостояния “Газпрому”.

Утверждение, что с истечением контракта “Натфогаза” с “Газпромом”, транспортировка газа через Украину прекратиться, не верно.

Это связано с тем, что мощностей обходных трубопроводов “Газпрома” в 2020 году не хватит, чтобы транспортировать весь необходимый Европе объем газа.

Для сравнения, весь экспорт российского газа в дальнее зарубежье в 2018 году составил около 200 млрд. куб. м. Годовая мощность всех обходных трубопроводов – построенных и тех что строятся “Газпромом” – 180 млрд. куб. м.

Пропускная способность украинской ГТС на вход со стороны РФ составляет 288 млрд. куб. м газа в год. Пропускная способность на выходе – 178,5 млрд. куб. м в год. В том числе, со странами ЕС – 142,5 млрд. куб. м в год.

Но мощности европейского газопровода EUGAL (European Gas Pipeline Link), который продолжает “Северный поток 2” по территории Европы, еще не будет готов к полной загрузке.

Также нет уверенности, что с 2020 года заработают обе нитки “Турецкого потока”. В любом случае, полностью заместить транзит по территории Украины с начала 2020 года у “Газпрома” и его европейских потребителей не получится.

Кто заинтересован в работе украинской ГТС

Следует отметить, что Евросоюз заинтересован не в помощи Украине, а в стабильных поставках газа. На данный момент, это совпадает с национальными интересами Украины.

При этом каждая из стран ЕС преследует свои интересы.

Например, Франция предлагает Германии присоединяться к ее строящейся газовой трубе Arc de Dierrey, чтобы не зависеть полностью от России. Париж хочет образовать внутренний консорциум на базе своего газопровода GRTgaz, привлекая инвесторов из других европейских стран.

Между тем, Европа заинтересована в сохранении украинской ГТС в рабочем состоянии минимум еще на 10 лет.

Для этого европейцы настаивают на создании консорциума по управлению украинской ГТС. Главный аргумент со стороны Европы – необходимость ее модернизации.

Консорциумы отличаются от других бизнес-объединений тем, что участники инвестируют только в тех сферах совместного проекта, в которых они достигли максимального технического уровня при максимальных издержках производства.

Европа и Россия нуждаются сейчас в украинской ГТС больше, чем Украина нуждается в их поддержке. Правда, это не звучит в официальных заявлениях сторон.

Плюс, подземные хранилища газа (ПХГ) в Украине позволяют покрывать пиковые потребности газа европейских потребителей. Для того, чтобы скрыть такую зависимость соседи часто занимаются шантажом.

Со стороны России – игра с ценой, снижение объемов для падения давления в трубе, угрозы прекращения поставок и т. п.

Со стороны Европы – требование выполнить условия всех энергопакетов по приведению нашей ГТС в соответствие с нормами энергорынков ЕС. Сюда же подключается не выдача очередных траншей МВФ, периодическое сворачивание работы ЕБРР и т.п.

Нельзя сказать, что падение давления в трубе со стороны России – это хорошо, а анбандлинг и другая адаптация к ЕС – это плохо. Факт – что этим спекулируют с обеих сторон.

Соратники по транзиту

Также в сохранении украинского газового коридора заинтересованы страны Восточной Европы.

Особенно последовательна Польша. В 2014 году “Укртрансгаз” и оператор польской ГТС подписали соглашение о сотрудничестве по интеграции газотранспортных систем.

Цель – увеличить общую пропускную способность. В 2019 году министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович в Давосе открыто критиковал Nord Stream 2, как угрозу Украине.

По хроникам сайта миссии Украины в ЕС, получается такая последовательность соглашений:

В 2015 подключилась Венгрия – первое соглашение Украины с членом ЕС о прямом присоединении по правилам энергетического европейского законодательства.

В 2016 Украина, Румыния, Болгария и Греция подписали Меморандум о взаимопонимании по обратным потокам на Трансбалканском трубопроводе в рамках Инициативы по соединению газопроводов в Центральной и Юго-Восточной Европе.

В 2017 году украинские НАК “Нафтогаз Украины”, “Укртрансгаз” (входит в “Натфогаз”), итальянская Snam и словацкая Eustream подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на совместную оценку сотрудничества по эксплуатации и совершенствованию украинской ГТС.

В 2018 году началась активная фаза реконструкции на Барской компрессорной станции в Винницкой области. Там находится реверсный вентель, позволяющий осуществлять транспортировку газа на Восток Украины без включения соседних газопроводов.

В проекте реконструкции участвует немецкий Deutsche Bank AG и ведущая немецкая инжиниринговая компания Ferrostaal Industrieanlagen GmbH. Инвестиционный проект обходится в 79 млн. евро из которых 26 млн. евро – от “Укртрансгаза”.

21 марта 2019 “Укртрансгаз” завершил монтаж нового оборудования на компрессорной станции (КС) “Бар”. Это позволит экономить около 76 млн. куб. м. газа и увеличит газоперекачку с 25% до 36%.

В западных СМИ это подается, как начало масштабной модернизации украинской ГТС, начатое немецкими партнерами даже без создания консорциумов.

Европейско-украинский газотранспортный консорциум

Открыто против Nord Stream 2 выступают Латвия, Эстония и Литва. Как сообщает Reuters, в прошлом году Министр иностранных дел Германии Хейко Маас на встрече с лидерами этих стран внес предложение создать консорциум по модернизации украинской газовой трубы.

Всего около 11 европейских компаний хотят участвовать в альтернативном России газотранспортном консорциуме с Украиной.

Некоторые из них пока не делают официальных заявлений, так как финансируют Северный поток и не хотят портить отношения с РФ – как например Siemens AG,Uniper и Wintershall.

Другие – готовы принимать участие в открытых конкурсах, если такие запустит украинская власть. В прошлом году украинской стороной был анонсирован процесс изучения предложений от восьми ведущих мировых компаний.

На сегодня известны такие европейские компании, которые готовы модернизировать украинскую ГТС на безе альтернативного консорциума.

Итальянская Snam SpA – крупнейшая европейская компания по транспортировке, хранению и реверсным поставка газа.

Развивает крупнейшую и самую доступную в Европе трубопроводную сеть (более 40 тыс. км), крупнейшую инфраструктуру хранения в Европе (емкость 19 млрд. куб. м) и один из первых терминалов СПГ, построенных в Европе.

Компания запустила проект Snam Global Solutions по ценообразованию на газ и управлению рынками.

Словацкая Eustream – является владельцем и оператором одной из крупнейших газотранспортных систем в Европейском Союзе. Компания занимается транспортировкой газа через Словакию на европейские рынки.

Eustream является долгосрочным партнером оператора украинской ГТС, поскольку транспортные системы Украины и Словакии связаны и осуществляют прокачку газа в обоих направлениях.

Французская GRTgaz – европейский лидер по транспортировке природного газа. Владеет и управляет более 33 тыс. км подземных трубопроводов и 32 компрессорных станций в Европе для транспортировки природного газа между поставщиками и потребителями.

Словацкая NAFTA – оператор ПХГ, занимается разведкой и добычей углеводородов. Расположение хранилищ в центре Европы, делает компанию ключевым узлом европейской газовой сети.

Австрийская OMV – крупнейшая в Центральной Европе нефтяная компания по разведке и добыче углеводородов более чем в 20 странах мира. Ей принадлежит газопровод в 2 тыс. км. Компания продает около 40 млрд. куб. м газа в год.

Голландская Gasunie обеспечивает рынок хранилища газа EnergyStock, трубопровод BBL в Великобританию и терминал LNG Gate в Маасвлакте (Нидерланды).

Польская GAZ-SYSTEM SA – компания имеет ведущую долю в строительстве Балтийского трубопровода на границе с Данией. До 2025 планирует максимально расширить газотранспортную сеть Польши.

В рамках реализации проекта газопровода между Польшей и Украиной, по состоянию на июль 2018 года, “Укртрансгаз” и GAZ-SYSTEM SA завершили процедуру оценки спроса на мощности на границе Украина-Польша в обоих направлениях.

Венгерская FGSZ – компания занимается транспортировкой природного газа для Сербии, Румынии, Хорватии и Украины.

Румынский оператор газотранспортных систем SNTGN Transgaz SA одобрил реконструкцию узловой точки между Румынией и Украиной – Исакча-1, которая повысит качество двустороннего потока газа на этом участке.

Уже упоминаемая немецкая Ferrostaal Topsoe Projects GmbH, которая принимает участие в реконструкции в Баре. Их направление: нефтехимия, ветроэнергетика, электроэнергия, создание промышленных предприятий с нуля.

Ключевой момент

Восточной Европы, с целью уменьшить их недовольство от последствий Nord Stream 2.

22 марта состоялась встреча министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто с главой “Газпрома” Алексеем Миллером. Они договорились о поставках российского газа на 2020 год, даже без украинского транзита.

В обмен на что – не известно. В любом случае, выход Венгрии из европейского консорциума по украинской ГТС, не изменит намерения остальной Европы.

Прослеживается несколько неровная позиция РФ: угрозы расторжения контракта чередуются с предложениями продления транзита после 2019 года.

Тому минимум две причины. Двойной проигрыш Газпрома в Стокгольме и европейские переговорщики по украинскому транзиту. Они – конечная точка сбыта газа для “Газпрома” и потому диктуют правила продления транзита на европейских условиях и по европейскому законодательству.

Эту позицию четко отстаивал на трехсторонних январских переговорах в Брюсселе глава Европейской комиссии Марош Шефчович. Потому переговоры были перенесены на май 2019 г. (Марина Ткаченко, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий