Узбекистан готовится к визиту президента Южной Кореи Мун Чжэ Ин, который запланирован на апрель 2019 г.
Планы по визиту южнокорейского президента обсуждались на 9 заседании Узбекско-южнокорейского комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, которое прошло в Ташкенте. Южная Корея является серьезным партнером Узбекистана, инвестировавшим в экономику этой центральноазиатской страны $7 млрд.; ежегодный товарооборот между двумя странами составляет более $1 млрд. Южнокорейцы интересуются в Узбекистане промышленностью, телекомом, финансовым сектором, сельским хозяйством, энергетикой, логистикой и другими сферами экономики.
Новые власти Узбекистана во главе с президентом Шавкатом Мирзиеевымдемонстрируют попытки коррекции экономического курса страны в сторону либерализации. Как следствие – Узбекистаном активно интересуется международный бизнес, развиваются международные отношения. Состоялись встречи властей Узбекистана с первыми лицами США, России, Франции, ОАЭ, Египта, Индии и других стран.
Энергетический вопрос
Экономика Узбекистана диверсифицируется, демонстрируя заметную активность иностранного капитала в нефтегазовом и энергетическом секторах. К примеру, в конце марта Мирзиеев посетил с официальным визитом Объединенные Арабские Эмираты, где подписал соглашений на $10 млрд. В ходе визита узбекского президента в ОАЭ также было подписано стратегическое соглашениес арабским фондом стратегических инвестиций “Мубадала” по трем секторам: традиционной энергетики, возобновляемых источников энергии и нефтегазового сектора.
В пресс-релизе фонда сообщается: “Соглашение включает в себя определение партнерских и инвестиционных возможностей в секторе традиционного производства электроэнергии в сотрудничестве с “Узбекэнерго”.
В области нефти и газа “Мубадала” через свою международную операционную компанию Mubadala Petroleum достигла соглашения об изучении потенциальных партнерских и инвестиционных возможностей в области увеличения добычи на определенных нефтегазовых месторождениях в республике, а также потенциальных возможностей в нижестоящем секторе страны, в том числе нефтепереработки и нефтехимии”.
Арабский фонд инвестирует $500 млн. в строительство возобновляемых источников энергии; строится Туракурганская ТЭС в Наманганской области Узбекистана мощностью 900 МВт.
Иностранный капитал заходит в Узбекистан и по линии нефтепереработки. Национальная холдинговая компания “Узбекнефтегаз” объявила о подписании меморандума на геологоразведку с BP в консорциуме с азербайджанским SOCAR, компанией AIR Product на производство технических газов стоимостью $450 млн.
5 апреля ОАО “Зарубежнефть” и “Узбекнефтегаз” подписали соглашение об условиях добычи углеводородов на месторождениях “Хартум”, “Восточный Хартум” и “Южный Аламышик”, сообщает пресс-служба российской компании. Поясняется, что компании подписали соглашение в рамках совместного предприятия “Андижанпетро”. Летом этого года стороны планируют начать немедленную реализацию проекта.
Стоит отметить активизацию российской нефтяной компании “Лукойл” в Узбекистане. В следующем, 2020 году Лукойл, возможно, начнет геологоразведку на трех площадях в Навоийской области Узбекистана. В настоящее время россияне изучают информацию по этим проектам, которую им предоставила узбекская сторона.
Как сообщает Forbes.kz высокопоставленный источник в нефтегазовом секторе страны, условия передачи россиянам этих трех инвестблоков в Навоийской области до сих пор не до конца ясны. При этом западные СМИ сообщают, что в отношениях между “Лукойлом” и Узбекистаном не все так радужно, как транслируется на официальном уровне. В частности, речь идет о долге в размере $600 млн., который образовался из-за того, что Узбекистан забирал часть добываемого “Лукойлом” газа на внутренний рынок, хотя условия соглашения предусматривают экспорт всего объема добываемого в Узбекистане газа. По данным СМИ, Узбекистан договорился о реструктуризации задолженности в течение двух лет ежемесячно равными платежами, а также о поставках “Лукойлом” 5 млрд. куб. м газа в год на внутренний рынок страны со скидкой 12,5% по предоплате. Связан ли как-то долг в $600 млн. и передача “Лукойлу” трех площадок в Навоийской области Узбекистана, официальных данных нет.
То, что в этой истории существует напряжение, подтверждается узбекистанскими СМИ, которые сообщили об увольнении Бахтиера Анаркулова с должности и. о. зампредседателя по финансам “Узтрансгаза”. Якобы это увольнение как-то связано с долгами перед “Лукойлом”.
К слову, о долгах. Тот же высокопоставленный источник, в ходе анализа финансовой отчетности совместного предприятия Uz-Kor Gas Chemical (консорциум корейских Lotte, Samsung), обратил внимание Forbes.kz на дебиторскую задолженность в размере почти $500 млн., из которых около $300 млн. – это, по его данным, долг Узбекнефтегаза перед консорциумом корейских инвесторов.
– Это долг за газ, произведенный Uz-Kor Gas Chemical в Устюрте, – добавил он. – В этой связи, наверное, следует ожидать новых сделок с корейскими партнерами.
О каких сделках может идти речь, источник не стал говорить, попутно посоветовав внимательно изучить протоколы заседаний рабочих групп после ожидаемого визита корейского президента в Ташкент.
Подробности сведений, полученных от источников Forbes.kz, раскрываются в материале DW, где координатор Евразийской объединенной экспертной сети Jeen Наталья Харитонова рассуждает о возможных долгах Узбекнефтегаза:
– Тут и “Газпром”, и “Лукойл”, и американцы (в начале апреля было сообщение, что их Epsilon Development Company увеличивает добычу на нескольких месторождениях и форсирует строительство дополнительных ниток труб), и китайцы, и очень заметная Южная Корея. Но при этом “Узбекнефтегаз” тоже садится на долговую иглу. Судя по сообщениям от инсайдеров и в СМИ, он уже должен СП “Uz-Kor Gas Chemical”, за которым стоят корейские инвесторы, $300 млн., а “Лукойлу” – вдвое больше. А теперь “Лукойл” получает еще несколько месторождений под разведку, и, скорее всего, месторождения вот-вот получат и корейцы. Президент Южной Кореи, как ожидается, будет в Ташкенте в середине апреля.
Новые месторождения
Узбекистан может принять еще много иностранных инвесторов, ведь новые проекты в нефтегазе появляются каждый год. Как сообщает пресс-служба АО “Узбекнефтегаз”, в настоящее время на территории Узбекистана выделены 5 нефтегазоносных и 4 нефтегазоперспективных регионов и открыто 270 месторождений нефти и газа:
“В 2019 году предусмотрено проведение сейсморазведочных работ… с подготовкой к бурению 16 новых объектов, планируется строительство 85 поисково-разведочных скважин с вводом в бурение 15 новых площадей. В результате ожидается открытие новых месторождений с приростом промышленных запасов природного газа, нефти и конденсата.
На сегодняшний день добыча углеводородного сырья предприятиями и организациями АО “Узбекнефтегаз” ведется на 154 месторождениях. За последние два года введены в эксплуатацию новые месторождения Бескала, Куйи Сургиль, Учтепа, Чордарбоза, Миркомилкудук, Саватли, Северная Сузьма, Джайран, Тегирмон, Западный Тегермон и Узуншор с реализацией геолого-технических мероприятий по вводу в эксплуатацию 148 скважин, капитальным ремонтом 169 скважин, позволившим получить прирост добычи углеводородов. В 2019 году запланировано завершить строительство 146 эксплуатационных скважин, выполнить капитальный ремонт 159 скважин и завершить строительство 7 основных технологических объектов”. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)