25 апреля Верховная Рада приняла законопроект №8449-д о внедрении “зеленых” аукционов для возобновляемых источников энергии с 1 января 2020 г. Документ позволит существенно снизить цену киловатт-часа “зеленой” генерации и отказаться от высоких фиксированных “зеленых” тарифов, которые составляют 15 евроцентов для солнечных и 10,8 евроцентов для ветровых станций.

Кроме того, законопроект вводит квоты на сооружение новых электростанций, что является весьма актуальной мерой в условиях назревшей угрозы перегрева рынка ВИЭ в Украине. Речь идет о том, что энергосистема в скором времени может оказаться технически неспособной “переварить” все мощности возобновляемой генерации, которые вводятся в эксплуатацию.

Окончательное принятие закона, вместе с выполнением других мероприятий, позволит сбалансировать темпы развития “зеленой” генерации согласно возможностям энергетической отрасли, а также платежеспособности потребителей.

Как свидетельствует мировая практика, с внедрением аукционов и совершенствованием технологий возобновляемая энергетика постепенно оставляет за бортом конкурентоспособности традиционные виды генерации. Это означает, что Киеву придется пересмотреть Энергетическую стратегию на период до 2035 года в сторону приоритетного развития ВИЭ и постепенного вывода из эксплуатации ТЭС и АЭС. Одновременно развивать все виды электростанций невозможно.

Неконтролируемый рост

С апреля нынешнего года участники рынка возобновляемой энергетики активно и публично заговорили о проблеме неконтролируемого сооружения СЭС и ВЭС в Украине. Собственно, информация о неограниченной выдаче НЭК “Укрэнерго” разрешений на строительство солнечных и ветровых электростанций ни для кого новостью не являлась и ранее – на протяжении последнего года и. о. гендиректора Всеволод Ковальчук периодически озвучивал перед общественностью растущие цифровые показатели выданных технических условий (ТУ) на подключение к сети для потенциальных застройщиков.

Согласно последним данным, озвученным господином Ковальчуком на конференции CISOLAR в апреле, “Укрэнерго” уже подписало договоры на присоединение ВИЭ общей мощностью 10 500 МВт (из них СЭС – 6700 МВт), при этом на стадии рассмотрения находятся заявки еще на 6000 МВт.

Для сравнения: пиковое потребление электроэнергии в стране 2 мая в 21.00 вечера составило 17 100 МВт при общей мощности энергосистемы Украины (с Донбассом и Крымом) более 56 000 МВт. В зимнее время показатель потребления тока выше и составляет в среднем около 24 000 МВт.

Конечно, цифру общей мощности заявок на присоединение новых ВИЭ к сети не следует воспринимать буквально. Во-первых, солнечные и ветряные станции работают с низким коэффициентом использования установленной мощности (КИУМ). Во-вторых, общий показатель количества выданных разрешений на сооружение возобновляемых объектов совершенно не означает, что все электростанции будут построены.

Тем не менее у национальной энергосистемы существует свой максимальный порог технических возможностей, которые на сегодняшний день позволяют присоединить не более 4750 МВт ВИЭ. При более высоком показателе придется ограничивать либо мощности атомных и тепловых станций, либо мощности самих ВИЭ, что уже будет выглядеть сродни абсурду. Зачем тогда их строить?

Как сообщил Всеволод Ковальчук, цифру в 4750 МВт, при существующих темпах сооружения “зеленой” генерации, Украина сможет достичь уже к концу этого года. По данным Минэнергоугля, в I квартале в стране было введено в эксплуатацию 861 МВт новых “зеленых” мощностей, что на 16% больше, чем за весь 2018 год. При этом на конец марта мощность работающих ВИЭ составила около 3000 МВт.

То есть существует реальная перспектива того, что “Укрэнерго” придется прибегнуть к ограничению работающих мощностей ТЭС и АЭС уже со следующего года.

“Это те риски, которые могут уже в ближайшее время повернуть нас в сторону тех стран, которые либо отменили “зеленый” тариф, либо каким-то образом ограничили мощность возобновляемых источников. Мы уже стоим на этой черте”, – заявил глава “Укрэнерго”.

Кто виноват и что делать

В возникновении угрозы перегрева рынка “зеленой” генерации Всеволод Ковальчук обвиняет Минэнергоугля. По его словам, “Укрэнерго” не имеет права отказать в выдаче разрешений на строительство объектов ВИЭ потенциальным инвесторам, в то время как профильное министерство – “это абсолютный трэш”, который ничего не делает для решения этой проблемы.

В свою очередь руководитель экспертной группы директората энергорынков Минэнергоугля Александр Мартынюк точно так же снимает ответственность с отраслевого ведомства, заявляя, что министерство не может юридически ввести ограничения на выдачу разрешений на присоединение к сетям.

В этой связи возникают закономерные вопросы: а кто это сделать сможет? И кто должен бить в набат, озвучивая необходимость принятия соответствующих решений на правительственном уровне? Возможно, это те же Минэнерго и так называемый системный оператор в лице “Укрэнерго”? Ведь ситуация, когда глава НЭК заявляет об опасности бесконтрольной выдачи ТУ, а его заместители в тоже самое время продолжают подписывать с девелоперами все новые договора, не выглядит логичной.

По мнению представителей консалтинговых компаний, основными причинами сложившейся ситуации в отрасли является отсутствие на правительственном уровне надлежащей политической воли. В стране отсутствует единый центр выработки энергетической политики, а существующие стейкхолдеры сосредоточены, преимущественно, на лоббировании интересов тех или иных отраслевых монополистов или бизнес-административных групп. Принимать политически непопулярные решения зачастую просто некому.

В то же время, как считает собственник группы компаний “Акванова” и соучредитель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Игорь Тынный, ситуация с выдачей большого количества разрешений на присоединение к сетям не является критичной, поскольку далеко не все из них будут реализованы.

“Одним из врагов возобновляемой энергетики является спекулянт. Этот тот человек, который инвестировал в оформление документов и который хочет на этом заработать. Он ничего не построит в конце. Те люди, которые получили 95% технических условий, и те люди, которые строят электростанции, – это разные люди”, – говорит Игорь Тынный в беседе с Mind.

Собственно, принятый во втором чтении законопроект №8449-д и предполагает разрешить проблему так называемых мертвых ТУ путем ограничения сроков их действия. Для СЭС – это 2 года с момента получения, для остальных видов ВИЭ – 3 года.

План устойчивого развития ВИЭ

Первоначальная фаза инвестиционного всплеска на базе фиксированного “зеленого” тарифа в отрасли подходит к концу. И чтобы обеспечить дальнейшее устойчивое развитие возобновляемой энергетики, участникам придется объединиться вокруг принятия общих, взаимоприемлемых и долгосрочных правил игры.

По мнению отраслевых экспертов, дальнейшее устойчивое развитие возобновляемой энергетики можно обеспечить посредством следующих шагов.

Введение ответственности производителей ВИЭ за небалансы, то есть за разницу между заявленной мощностью и фактической. Такая ответственность вводится после того, как рынок электроэнергии будет признан ликвидным, но не позднее 2024 года. Данная мера позволит сократить потребность энергосистемы в маневренных мощностях для балансирования ВИЭ.

Как утверждает генеральный директор KNESS Сергей Шакалов, его компания в скором времени предложит рынку системы прогнозирования выработки электроэнергии с вероятностью до 10%. Это позволит существенно сократить небалансы ВИЭ.

Сооружение в Украине energy storage. В настоящее время Минэнергоугля разрабатывает пакет нормативно-правовых актов, направленных на развитие в стране химических накопителей электроэнергии и привлечение инвесторов. Проекты по сооружению energy storage будут реализовываться на аукционах.

Приоритетное развитие крупной гидроэнергетики. Именно ГЭС и ГАЭС являются наиболее эффективными аккумуляторами электроэнергии с экономической и технической точек зрения. В соответствии с отраслевыми программами, долю выработки электричества крупными гидростанциями планируется увеличить к 2026 году с нынешних 7-10% до 15,5%.

Оптимальное сооружение ВИЭ по мощности и регионам размещения. Для энергосистемы гораздо эффективнее иметь как можно больше мелких, чем крупных, СЭС и ВЭС, которые будут равномерно размещаться по всей территории. Кроме того, ВИЭ целесообразно строить в энергодефицитных, а не профицитных регионах, что позволит экономить электроэнергию при ее транспортировке.

Обеспечение эффективности аукционов. Эта цель достигается применением таких принципов, как прозрачность, состязательность, финансовая целесообразность, сбалансированность социально-экономических критериев, равенство прав и обязанностей для участников, а также ответственность за выполнение результатов аукционов.

Пересмотр Энергетической стратегии. Как свидетельствует мировой опыт, цена электроэнергии ВИЭ неуклонно снижается в силу технологического прогресса, а также внедрения конкурентной аукционной торговли. Согласно прогнозам мировых агентств, уже в ближайшие годы показатель LCOE (средняя себестоимость электроэнергии на протяжении всего жизненного цикла электростанции) возобновляемых источников сравняется или будет ниже, чем у объектов традиционной энергетики. В этом случае достижение 100%-ного уровня производства электричества объектами ВИЭ превращается из футурологии в реальность. В 2018 году в Португалии было выработано возобновляемой генерацией 115% необходимой электроэнергии.

В этой связи Украине следует определиться, какой путь выбрать? Есть две альтернативы. Первая: осуществлять модернизацию ТЭС и АЭС и продлевать срок их службы. Вторая: постепенно выводить традиционную энергетику из эксплуатации и полностью переходить на ВИЭ, как экологически чистую и безопасную технологию производства электроэнергии, которая обеспечивает полную энергетическую независимость страны. (Mind/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий