Государственная компания “Укртранснафта” оказалась последней в ряду нескольких корпораций, которые с 25 апреля из-за масштабной аварии полностью прекратили транзит российской нефти в Европу. Как выяснилось, военный конфликт с россиянами не повод отключать прокачку “враждебного” ресурса первыми, даже если на то есть весьма веские технологические основания.
В этом вопросе Украину опередили Беларусь, Чехия, Польша и Словакия. Всем им показалось не лучше идеей принимать отравленную органикой и хлоридами российскую нефть. И сейчас трубопроводные компании этих стран выясняют, кто именно в РФ будет платить за выкачку бракованного ресурса и угрозу коррозионного поражения нефтепроводов и оборудования тех НПЗ, которые успели принять отравленную нефть.
Украины же в официальном списке пострадавших пока нет. А среди жертв в нашей стране значатся только карманы потребителей.
Больше всех от аварии пострадала Беларусь, от поставок нефтепродуктов из которой критически зависит внутренний рынок Украины. Наша страна прекратила импорт российской сырой нефти еще в 2014 году, переключившись на импорт из Казахстана и ресурса собственной добычи. Но это не означает, что нам нечего опасаться. Транзит ядовитого сырья мог существенно повредить оборудование “Укртранснафты”.
И все же зависимость белорусских компаний от российской нефти куда значительней. По их оценкам, убытки НПЗ и трубопроводов превышают $100 млн. Аналогичные по масштабам претензии готовятся предъявить российской стороне Чехия и Польша, а политики Венгрии подсчитывают, сколько можно будет выторговать в связи с происшествием дополнительной кредитной помощи из Москвы. Меньше всех от аварии пострадала Германия. Работающие в этой стране НПЗ с российским капиталом принимают большую часть сырья не напрямую, а по сложным своп-операциям и схемам замещения.
Цены вверх
Технологическая блокада трубопроводных поставок российской смеси Urals в Европу вызвала истерику на мировом рынке нефтяных ценных бумаг. 25 апреля цена нефти Brent взлетела на уровень $75/бар и выше. А стоимость нефтепродуктов в Украине отреагировала на кризис дружным ростом. Всего за сутки цены на все виды топлива, кроме автогаза, выросли на 0,3-1 грн. за литр. При этом средняя стоимость литра “дизеля” почти сравнялась с ценой “пятого” бензина.
Вечером 26 апреля они достигли психологической отметки 30 грн./л за бензин “А-95” и 29,3 грн./л за дизтопливо. В мелком опте разница между разными видами горючего была больше: в среднем соответственно 35тыс. грн./та и 30 тыс. грн./та.
До какого предела будут расти цены после того, как обозначаться сроки ликвидации аварии с поставками нефти в Беларусь, мало кто берется прогнозировать. Местные СМИ осторожно предполагают, что выровнять провал в снабжении НПЗ удастся в срок от 12 до 22 дней. Чтобы понять глубину ценовой лихорадки, UBR.ua попытался разобраться, какие события погрузили рынок в “месяц ядовитой нефти”.
Причины аварии
Спикеры российской компании “Транснефть”, которая якобы случайно допустила масштабную аварию с закачкой некачественной нефти в десятки своих трубопроводов, не стесняются объяснять прецедент откровенной неправдой. Они утверждают, что причину аварийной закачки ядовитой нефти следует искать в далеком 2012 году, когда российские власти разрешили нефтекомпаниям закачивать хлораты в скважины. С тех пор, якобы, инциденты с закачкой токсичной нефти в трубопроводы стали случаться все чаще. По этой версии, инциденты продолжались до тех пор, пока автоматика “Транснефти” не дала сбой контроля качества.
Однако такое объяснение выглядит очень сомнительным. Дело в том, что зараженные хлоридами скважины и магистральные трубопроводы не соединены напрямую между собой. Между магистральной трубой и шлейфами трубопроводов у скважин обязательно работают десятки установок очистки и подготовки нефти. Без них закачка невозможна. Они перед подачей в магистральную трубу отделяют от нефти воду, хлораты и прочие вредные примеси.
Регулирует этот процесс сложная система контроля “Транснефти”. Вот только критерии качества и технологическая дисциплина могут быть различными. И в периоды, когда аварии на трубопроводах помогают РФ подхлестнуть европейские цены сырой нефти, последняя, как по команде, вдруг начинает “хромать чаще”.
Интриги с нефтяным картелем ОРЕС
Аварии на магистральных нефтепроводах очень часто отображают непубличную перекройку экспортных рынков. Прикрываясь формальной причиной технического сбоя, стороны картельных соглашений нащупывают слабые места друг у друга и пытаются выжать максимум из переговоров. Аккурат во время нынешнего кризиса РФ оказалась погружена в переговоры с нефтяным картелем ОРЕС. Во многом потому, что сделала ставку на раскрутку санкций США против Ирана.
Используя расширение санкций как ширму для массированного вывода капитала, “Роснефть” в 2017 г. изрядно потратилась на покупку крупнейшего в мире Джамнагарского НПЗ в Индии с мощностью переработки 80 млн. т. в год. В ходе этой сделки глава “Роснефти” Игорь Сечин и швейцарский трейдер Trafigura вывели из РФ несколько миллиардов долларов капитала в покупку гиганта Essar Oil, переименовали ее в Nayara Energy, и развернули в Индии торговую империю из более чем 5 тыс. автозаправок.
Поставлять российскую нефть напрямую с Дальнего Востока на крайний запад Индии через Сингапур коммерчески неэффективно. Поэтому слабым местом этой сделки стало запугивание арабских стран ОРЕС тем, что РФ начнет масштабные своп операции по замещению иранской нефти. Работающие в Каспийском море и странах Закавказья российские компании передают торговым агентам Ирана свои ресурсы, а Иран взамен передает аналогичные объемы нефти в Персидском заливе для снабжения Индии.
Эта схема была хорошо отработана в прошедший период обострения санкций против Ирана. Тогда на политике запугивания арабских стран ОРЕС иранским эмбарго хорошо заработала российская компания “Лукойл”. Она стала крупнейшей российской частной нефтекомпанией, выкупив под “серые” контракты с Ираном нефтепромыслы в Узбекистане, и ряд НПЗ в странах Черного моря. После начавшегося в 2014 году обострения отношений между РФ и США “Лукойл” поспешил избавиться от большинства таких активов. В том числе от Одесского НПЗ и “Карпатнефтехима” в Украине, которые ныне находятся в полуживом состоянии, но все еще остаются в орбите эксклюзивного российского снабжения углеводородным сырьем.
Заблокированный импорт
Ныне бенефициаром очередного всплеска санкций против Ирана становится уже не “Лукойл” а “Роснефть”. Эта компания, несмотря на принятые против нее Украиной и США санкции, продолжает коррумпировать украинские власти, и через своих торговых агентов контролировать крупнейший в Украине Лисичанский НПЗ.
Несмотря на критическую зависимость Украины от импорта нефти, он полностью остановлен, и к нему уже 5 лет кряду не допускаются конкуренты “Роснефти” из других государств-экспортеров. Например, оперирующие в Казахстане компании КНР в нынешних условиях могли бы очень легко принудить РФ к миру. Для этого всего-то и нужно, что открыть трубу для поставок через РФ каспийской нефти ведущему когда-то в Украине НПЗ.
Но Москва против такого сценария и не жалеет ресурсов для его блокирования. Например, пытается проворачивать откровенные политические авантюры с требованием автономии для приграничных украинских городов, сел и районов, чтобы сделать приход новых инвесторов в прифронтовой Лисичанск очень опасным делом. Или же плетет кулуарные интриги с арабскими странами-экспортерами нефти ОРЕС. Например, угрожает арабским нефтекомпаниям началом масштабных своп-операций РФ с Ираном. И одновременно обещает арабам долю российского рынка в Восточной Европе.
Игра в плохую нефть
Пойдут ли арабы на такой обмен интересов? Теоретически это возможно. Косвенным подтверждением тому может служить ценовой союз картеля с РФ. Он начал заметно упрочняться зимой, после того как российские и иранские военные начали регулярно убивать друг друга в Сирии, а Эмират Катар вышел из состава ОРЕС, пошатнув единство картеля.
Но на практике российско-арабский ценовой сговор в формате ОРЕС+ принесет арабскому ядру нефтяного картеля только паузу, но не решит проблемы. Ведь от шаткой договоренности угроза отрезать Индию от эффективного арабского снабжения нефтью с помощью “серых” сделок “Роснефти” с Ираном никуда не денется.
Подсанкционная иранская нефть по своп-контрактам с РФ из-за высоких рисков будет продаваться Индии априори дешевле, чем нефть арабская. И никакие кулуарные переговоры надолго не успокоят арабских экспортеров, которых специально напугали масштабами российско-швейцарского проекта Nayara Energy на рынке Индии. Автомобилизация населения этой страны идет намного большими темпами, чем в материковом Китае. В Поднебесной, пик автомобильного бума под девизом “две машины на семью” уже давно остался позади. В то время как в Индии автомобильный бум только начинается, не на шутку раззадоривая аппетиты арабских нефтяных шейхов.
Пауза в индийских рисках в обмен на временный доступ арабской нефти к российской части нефтяного рынка Восточной Европы выглядит почти равноценным обменом. И подтверждением его могут служить регулярные сообщения в СМИ об увеличении поставок нефти из стран ОРЕС в Польшу и Венгрию.
В этом контексте нынешняя авария на российских нефтепроводах выглядит лишь очередным элементом масштабной игры. Москва хочет оценить, сколько спроса на сырую нефть в этом регионе смогут взять себе дополнительно арабские экспортеры, после чего будут подведены промежуточные итоги, а интриги между нефтяным картелем и РФ продолжатся дальше. (Андрей Старостин, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)