Международные торговые компании Vitol, Glencore и Trafigura не могут избавиться от загрязненной хлорорганикой российской нефти с отгрузкой из балтийского порта Усть-Луга, так как конечные потребители отказываются ее принимать, опасаясь за сохранность своего нефтеперерабатывающего оборудования, передает Reuters.
По данным трейдеров и терминала Refinitiv Eikon, по крайней мере, десять танкеров с суммарным объемом около 1 млн. т Urals находятся в разных точках Европы в поисках новых покупателей, так как традиционные потребители, в числе которых Eni, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, PKN и Repsol, отказываются брать сырье с экстремально высоким содержанием органического хлора.
“Это катастрофа и огромный удар по имиджу России как надежного поставщика. Мы слышим обещания от правительства РФ, что скоро проблема будет решена, но ничего до сих пор не произошло”, – сказал крупный покупатель российской нефти. Торговые компании отказались от комментариев.
Министр энергетики РФ Александр Новак 7 мая пообещал, что чистая российская экспортная нефть достигнет Усть-Луги 8 мая. Однако пять источников в торговых кругах сказали 8 мая Reuters, что уровень содержания органического хлора в Усть-Луге остается высоким – порядка 60-75 ppm при норме в 10-15 ppm.
“Я спросил нашего специалиста по переработке, можем ли мы купить эту нефть? Он сказал, что это большие риски для оборудования”, – сказал источник в компании, покупающей Urals на Балтике для поставки на НПЗ в Европе.
Загрязнение нефти Urals хлорорганикой было выявлено в конце апреля.
Если перерыв в поставках сырья по “Дружбе” затянется, то европейским заводам придется сократить переработку, полагают трейдеры. Кроме того, простой танкеров с некондиционным Urals на борту усилит дефицит сырья на рынке, а также может создать нехватку судов, добавляют они.
Кремль “не увидел” вины руководства трубопроводной монополии “Транснефть” и нефтекомпаний РФ в ситуации с загрязнением хлорорганикой экспортных потоков нефти, заявил 8 мая журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Очередной раунд переговоров национальных операторов магистрального нефтепровода “Дружба” относительно проблемы возобновления работы трубопровода состоится 14 мая в Братиславе (Словакия).
Первые сведения о некачественной нефти из нефтепровода “Дружба” появились 19 апреля. Концерн “Белнефтехим” проинформировал о 10-25-кратном превышении допустимых показателей доли органических хлоридов. Российская “Транснефть” признала отклонение в качестве. По разным оценкам испорченными оказались от 3 до 5 млн. т нефти.
24-25 апреля транспортировка нефти была остановлена по “северной” и “южной” ветках “Дружбы”. Примерно в тот же период была приостановлена погрузка “токсичной” нефти на танкеры в российском морском порту Усть-Луга.
2 мая “чистая” нефть достигла Беларуси, 6 мая – она поступила на Мозырский НПЗ. 7 мая “Укртранснафта” заявила о готовности возобновить транзит по “южной” ветке “Дружбы”. (Enkor/Энергетика Украины и мира)