Одной из вечных тем во внутренней и внешней политике Украины в течение всего периода независимости является природный газ.

При нормальных условиях вопрос цены на газ, его качество и физическое наличие должны быть чисто техническими аспектами деятельности компаний-трейдеров, особенно учитывая мощный образовательный, технический и технологический потенциал Украины в этой сфере.

Реалии совсем другие. Бесконечные “схемы”, сомнительные сделки, оторванное от экономических реалий ценообразования, бесконечные проекты и откровенное манипулирование стали визитной карточкой области, которая просто должна была работать на прозрачных и взаимовыгодных условиях.

Вспомните: то мы покупали “туркменский” газ (никогда, ни одной молекулы), то – иранский (даже теоретически невозможно), то получали реверсом “европейский” (без комментариев), вот теперь собираемся покупать сжиженный американский.

Надо отдать должное нынешней команде “Нафтогаза” – они привели банкрота в себя, убрали “схемы” и обеспечивали нормальное функционирование ГТС в условиях войны с Россией.

Однако период покоя подходит к концу. В Москве вполне серьезно настроены снова открыть “газовый фронт” против Украины в связи с прекращением транзитного контракта 31.12.2019.

Там не простили ни проигрыша в Стокгольмском арбитраже, ни новых судебных исков против “Газпрома”, ни борьбы против “Северного потока-2”.

Во время визита в Киев на инаугурацию президента Владимира Зеленского еврокомиссар Марош Шевкович в очередной раз призвал к срочному обновления трехсторонних переговоров по заключению нового транзитного соглашения, и нет особого секрета какой именно – между “Нафтогазом” и “Газпромом”.

Однако по сообщению украинских СМИ со ссылкой на руководство НАКа (Юрия Витренко), россияне отказались от переговоров, будто связывая этот вопрос с окончательным решением Дании по “Северному потоку-2”.

Между тем Андрей Коболев посетил США, где якобы провел переговоры по поставкам в Украину американского сжиженного газа.

Каким образом это должно произойти остается непонятным, но это не главное. Главное – подарить надежду.

Во всех этих новостях столько подтекста, что воспринимать их буквально просто опасно. Попробуем понять, что происходит и где мы на самом деле у “газовом” гамбите.

Пьеса “о газе” в исполнении Кремля никогда не было чисто экономического окраску. Это – вопрос большой геополитики.

К сожалению, в свое время Москве подыграли и наши дельцы (и высокие должностные лица), и европейские партнеры “Газпрома”.

Обратите внимание – в России о “газ” говорит лично Путин. Он согласовывает и финансовые показатели компании, и ее стратегические проекты.

Уже более двух десятков лет известно, что “Газпром” не просто компанией, а инструментом Кремля по продвижению внешнеполитической повестки дня Москвы. Неважно, какие фамилии носят руководители “Газпрома” – все решения принимаются исключительно Путиным.

Именно поэтому любой формат переговоров по транзиту газа должна определяться и осуществляться на политическом уровне.

Уровень “Нафтогаз” – “Газпром” не сработает. У нас это, наконец, поняли. Недаром последние попытки достичь договоренностей в треугольнике ЕС-Украина-РФ происходили при участии министра иностранных дел Павел Климкин и замминистра Елены Зеркаль.

Однако и об этом уже годами говорит экспертная среда, на самом деле подобные переговоры не должны быть прерогативой МИД.

Предложение об определении специального уполномоченного президента Украины по вопросам энергетической дипломатии, который бы координировать процесс переговоров (и не только по газу) со всеми стейкхолдерами внутри страны и отвечал за переговорный процесс с внешними факторами вносилась “наверх” много раз, но так и не была услышана.

Между тем подобная практика является нормой практически во всех странах, которые задействованы в производстве или потреблении газа.

Возобновление транзитного соглашения между “Нафтогазом” и “Газпромом” на прежних условиях (на этом настаивает Москва) будет иметь негативные экономические последствия, поскольку Украина в этой сделке – технический партнер, все вопросы будут решаться между ЕС и РФ.

Кроме того, этот шаг может стать опасным прецедентом в политической плоскости. Усилия РФ уже привели к локальной победы в Совете Европы, а также в продвижении “Северного потока-2” и активизации голосов в ЕС “за нормализацию отношений с РФ”.

По идеальным сценарием соглашение о транзите должно быть заключено в формате ЕС-Украина с переносом точек приема газа европейскими потребителями на нашей восточной границе (с РФ).

Чем чаще мы говорим о сложности этого процесса, тем на более длительный срок откладываем единственно правильное решение.

Украина должна наконец научиться ставить свои национальные интересы впереди интересов всех остальных.

Но теперь уже просто может не хватить времени и следует искать компромисс. При этом целесообразно учитывать, что крайне сложно достичь какого-либо соглашения с партнером, на которого вы одновременно подаете в суд.

Кроме чисто психологического аспекта, опыт показывает, что российское правительство и российские компании умеют оспаривать судебные решения и не платят по ним.

Положительные решения арбитражей является корпоративной выгодой, но совсем не обязательно государственным подходом.

“Нафтогаз” может выиграть очередной арбитраж, однако газотранспортная система станет металлоломом.

Недаром министр энергетики США Рик Перри предложил Киеву 2 млрд. долларов для закупки необходимых объемов газа, чтобы пережить зиму, и в очередной раз отметил огромных возможностях собственной добычи.

В подобных проектах заинтересованы и китайцы.

Бесконечные просьбы о санкции создают иллюзию активных действий. В то же время немного более глубокий анализ международно-правовой ситуации дает однозначный ответ – надеяться на более жесткие санкции оснований нет: ни со стороны США, ни со стороны Брюсселя.

Особенно поражает наивность утверждений, что встречи с отдельными конгрессменами или даже инициирования ими определенных законов является путем к полной остановки “Северного потока-2” или сохранения транзита.

Конгресс США работает немного сложнее, и лоббисты там встречаются с разных лагерей. На самом деле все эти угрозы санкций со стороны США решают прежде всего задачи увеличения экспорта американского сжиженного газа в Европу.

По информации из вашингтонских источников, президент Дональд Трамп пока не настроен вводить новые санкции против РФ.

Кроме того, рынок сжиженного природного газа (LNG) быстро развивается в мире. За год поставки LNG из США в ЕС выросли на 181%.

Сегодня США является третьим по объему поставщиком LNG на европейский рынок с судьбой почти 13%.

При этом, и это очень важно, в Европе есть резерв регазификационных мощностей в 150 млрд. куб. м и несколько новых терминалов в Испании и на острове Кирк еще строятся.

Это означает, что теоретически ЕС вообще может отказаться от российского газа при благоприятных цен на LNG .

Недаром буквально в мае США выдали разрешения на экспорт сжиженного газа в ЕС еще с двух заводов в Луизиане и в Техасе.

О намерениях резко увеличить производство сжиженного газа заявили Катар и Австралия. Катар также размещает заказы на строительство 100 новых LNG-танкеров.

Литва, Польша, Турция решили проблемы и с терминалами, и с контрактами на закупку сжиженного газа.

Сейчас в связи с запуском “Турецкого потока” строятся интерконнекторы с Болгарией, Венгрией и Сербией.

Однако, по имеющимся данным, Украина отложила проект интерконнекторы с Польшей, по которому можно было бы получать газ из терминала Свиновиуце, однако в прессе провозгласила о закупке американского LNG .

На вопрос к партнерам с США относительно деталей договоренностей пришел ответ, что им непонятно, какие именно закупки глава “Нафтогаза” имел в виду, поскольку физические возможности поставки именно американского LNG отсутствуют, разве что через своп.

Россия также является важным игроком на рынке сжиженного газа, но благодаря не “Газпрома”, а его конкуренту – компании “Новатэк”.

Эта компания намерена стать одним из мировых лидеров в производстве LNG уже в 2030 году за счет ресурсов Арктики.

“Независимый” статус “Новатэк” нет вводить в заблуждение – на открытие первого завода прилетал Путин, а в стратегии энергетической безопасности России развитие внутреннего рынка потребления сжиженного газа определен в качестве приоритетной задачи. Соинвесторами проектов на Ямале выступают Саудовская Аравия и Китай, возможно привлечение средств европейских и азиатских банков.

Тем самым “Новатэк” станет серьезным конкурентом для компаний США с одной стороны, а с другой – удобной “страховкой” для Москвы в случае прекращения транзита через Украину и (или) задержками с “Северным потоком-2”.

В этом случае недостаток трубопроводного газа для европейских потребителей будет компенсироваться ямальским LNG. Есть основания полагать, что Москва уже осуществляет соответствующую подготовку.

Остается крайне мало времени и необходимо принимать срочные меры по диверсификации поставок газа – как в сотрудничестве с нашими соседями Польшей, Румынией, Болгарией и Словакией, так и по привлечению инвесторов в добычу газа в Украине. Компании США и ЕС должны войти в консорциум по управлению ГТС после анбандлингу.

Скоро зима. Резервные объемы газа, возможно, пригодятся, чтобы пережить самый критический период, но это не системное решение.

Системным является полноценная интеграция в европейский рынок природного газа и резкое увеличение собственной добычи. (Сергей Корсунский, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, директор Дипломатической академии имени Геннадия Удовенко при МИД, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий