Через месяц с небольшим, по действующему закону, должна начать работать новая модель рынка электроэнергии.
О том, что важнейшие элементы для работы нового рынка не подготовлены, не протестированы все системы в совместной работе, говорилось и писалось много и экспертами, и субъектами рынка.
Основополагающую роль в имплементации закона “О рынке электроэнергии” должно было играть правительство в лице премьер-министра и соответствующего вице-премьера.
Именно они были обязаны координировать действия всех участников рынка, оперативно принимать решения в пределах своей компетенции для устранения возникающих сложностей и стимулирования отстающих.
На их ответственности, чтобы все сложные пазлы рынка были собраны воедино к дате “Ч”.
Между тем, Координационный комитет при КМУ по внедрению рынка электроэнергии не собирался на заседания более года! Года, решающего перед стартом.
В результате сегодня такая ситуация, что участники рынка разрозненно и каждый по себе что-то делал, готовился, без всякой координации друг с другом и со стороны Минэнергоугля, которое уверяет всех в готовности к работе нового рынка, раздает интервью и всех успокаивает.
А между тем именно министерство мало того, что на своем уровне не выполняло координирующих функций, оно еще и создавало трудности для субъектов рынка как тех, что, к счастью, избавился от его управления, так и тех, кто находится в его подчинении.
Минэнергоуголь, которое по идее должно заботиться о развитии и процветании государственных компаний, находящихся в сфере его управления, поддержало предложение Национальной комиссии, что осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
А именно – возложить выполнения специальных обязанностей по компенсации разницы цен на электроэнергию между рыночной и льготной для населения, на две госкомпании, генерирующие электроэнергию – НАЭК “Энергоатом” и ПАТ “Укргидроэнерго”.
Рабочая группа при министерстве с участием представителей этих двух компаний имела возможность услышать их позицию, а именно – что на переходный период следует применять другой вариант: пропорциональная участие не только “Энергоатома”, но и других участников рынка.
В частности, через оператора системы передачи и операторов систем распределения в вопросе специальных обязанностей для обеспечения общественного интереса по доступности электроэнергии для бытовых потребителей.
Кроме того, в постановлении КМУ говорится о том, что “источники финансирования и порядок определения компенсации, которые предоставляются участникам рынка, на которых возложены специальные обязательства…” можно с уверенностью сказать, имея опыт по рынку газа – не будет никаких компенсаций!
Убытки – государственным предприятиям, а сверхприбыль – частным компаниям. Это сегодняшняя реальность в украинской энергетике, увы…
Напомню, что в 2015 году при незабвенном руководителе НКРЭКУ Дмитрии Вовке было принято решение о пятиэтапном повышении цен для населения с обоснованием необходимости ликвидировать перекрестное субсидирование промышленностью населения именно с целью подготовки к началу работы нового рынка электроэнергии.
И перекрестное субсидирование стало уменьшаться! Но не долго музыка играла. Тот же Д. Вовк запустил пресловутый Роттердам+, который и съел все достижения в ликвидации кросс-субсидирования!
За время работы формулы Роттердам+ Ринат Ахметов в сумме обогатился на дополнительные 40 млрд. грн., Энергоатом оставался на минимальном для своего выживания тарифе, чтобы удерживать среднерыночную цену, поскольку доля выработки НАЭК превышает 50% производства электроэнергия.
Между тем ДТЭК не сидел сложа руки, а скупал облэнерго, и бешеными темпами строит электростанции на возобновляемых источниках. Поскольку компания просчитала, как увеличить свои прибыли в новом рынке, и системно реализует свои планы.
Прежде всего, Объединенная энергетическая система Украины, как показало исследование системного оператора “Укрэнерго”, имеет недостаточные маневренные мощности, которые могут быстро подключаться в пиковые часы потребления электроэнергии.
Традиционно используемые в других странах ГЭС, ГАЭС или газовых ТЭС у нас или недостаточно (ГЭС и ГАЭС), или вообще не существуют.
Бурное же введение в эксплуатацию электростанций на ВИЭ, стимулированное самым высоким в мире тарифом, и с обязательствами государства выкупать и присоединять такие электростанции, грозит, как заявляет глава Укрэнерго Всеволод Ковальчук, к расбалансированию ОЭСУ и прочим неприятностям.
Притом, что “зеленые” станции не несут ответственности за небаланс и за прогнозирование производства электроэнергии на них!
Во-вторых, именно из-за недостатка маневренных мощностей тепловые электростанции на угле используются в горячем резерве для покрытия пиков потребления и для балансировки ОЭСУ. Что приводит к повышению их тарифа за такие вспомогательные услуги, и не малые.
Таким образом, две наиболее дорогие генерации, на угле и ВИЭ, по большей части также монополизированы ахметовским ДТЭК, и дополнительные сверхприбыли за счет других участников рынка в новом рынке электроэнергии гарантированы.
По оценкам НКРЭКУ, объем выполнения спецбязанностей составляет около 66,4 млрд. грн. (объем дотационных сертификатов по 2018 – 55 млрд. Напомню, валовая прибыль Компании за 2018 – 52 млрд. Такое решение включает в себя следующие риски для НАЭК “Энергоатом”:
- недостаточность средств для покрытия производственных и эксплуатационных расходов;
- отсутствие средств для выполнения программ повышения ядерной и радиационной безопасности АЭС в соответствии с международными обязательствами Украины в рамках Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами;
- отсутствие средств для реализации продление срока эксплуатации действующих энергоблоков вне проектный срок, инфраструктурных проектов, и нового строительства энергоблоков АЭС на замену мощностей, которые будут сниматься с эксплуатации.
Реализация предложенного НКРЭКУ механизма возложения специальных обязанностей на Энергоатом приведет к банкротству не только оператора всех АЭС Украины НАЭК “Энергоатом”, но и всей отечественной атомной промышленности.
Отмечу, что в мире не используется модель возложение спецобязательств на игроков рынка, работающих в конкурентном сегменте рынка. Как правило, используется практика обеспечения их операторами сетей – через их тарифы.
Представители компании ДТЭК на всевозможных публичных мероприятиях жалуются на то, что без помощи государства в 5 млрд. евро компания не в состоянии выполнить Национальную программу по уменьшению выбросов больших сжигательных установок, направленной на достижения по выбросам европейских экологических стандартов.
Зато благодаря Роттердаму+ у нее есть деньги скупать облэнерго! Еще постоянно декларируется, что ДТЭК – социально ответственная компания. Может, только к своим сотрудникам, но не к обществу в целом.
И у меня риторический вопрос: чиновники Минэнергоуголь и НКРЭКУ, вы решения принимаете, исходя из государственных стратегических интересов, или в угоду частной компании?
Закрадывается подозрение, что такие ваши решения “простимулированы” собственником “газет, пароходов”… Или ваши дети не собираются жить в Украине, и вы заботитесь только о сиюминутной для себя выгоде? (Виктория Войцицкая, народный депутат Украины (Самопомощь), секретарь комитета ВРУ по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики та ядерной безопасности, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)