Scatec Solar является крупнейшим иностранным инвестором в солнечной энергетике в Украине. Норвежская компания успешно реализует свой амбициозный план по строительству 400 МВт солнечных электростанций (СЭС) в Украине в этом году и планирует продолжить дальнейшее развитие на условиях закона о “зеленых” аукционах.

Главный исполнительный директор Scatec Solar Рэймонд Карлсен рассказал «Энергореформе» об опыте компании в Украине и планах на будущее.

– Каковы ваши первые впечатления от работы в Украине, все ли прошло по плану?

– Работа шла даже быстрее, чем мы изначально планировали. Я был в Киеве год назад, спустя год после наших предварительных визитов в Украину. Встречался с представителями украинского правительства и других учреждений и был очень впечатлен их уровнем осознанности и вовлеченности.

В дополнение к этому мы знали о происходящих законодательных улучшениях и о том, что правительство работает над совершенствованием некоторых важных пунктов соглашения о покупке электроэнергии (PPA – power purchase agreement). Изменения частично инициировал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), их внесение облегчило получение финансирования для инвесторов “зеленой” энергетики.

Исходя из этого, мы стали стремиться к быстрому расширению в Украине. Я думаю, что к концу 2019 года наш портфель проектов будет близок к 400 МВт общей установленной мощности в Украине, а общий объем инвестиций составит 250-300 млн. евро.

В этом году будет строиться, как минимум пять, а может быть и шесть проектов. Сейчас у нас есть пять проектов на разных стадиях развития, три из которых уже строятся: это кластер проектов мощностью 47 МВт в Николаевской области, один проект мощностью 32 МВт в Черкасской области, и в начале июня стартовал последний проект мощностью 148 МВт в Николаевской области. Кроме того, мы работаем над проектами с общей мощностью 274 МВт, они в процессе разработки.

– Компания планирует построить как можно больше в текущем году, поскольку в следующем снижается “зеленый” тариф?

– Мы просто реализуем наш перспективный план. После этого мы хотели бы участвовать в аукционах в Украине, ожидаемых в 2020 году в соответствии с принятым законом о “зеленых” аукционах, если он будет успешно реализован и повлияет на рыночные цены.

– Есть ли у вас опыт участия в подобных торгах в других странах, и каково ваше мнение об этой системе поддержки возобновляемой энергетики?

– Да, опыт есть. Мы являемся крупнейшим оператором солнечных проектов в Южной Африке, в 2010 году мы участвовали в аукционах в этом регионе, и были одними из победителей. Кроме того, мы принимали участие в аукционах во многих других странах. Что уникально в Южной Африке, так это то, что к вам, как к участнику торгов, предъявляют достаточно высокие требования – нужно подготовить все документы (разрешения и финансирование), поэтому, когда вы выигрываете, остается только подписать документы о финансировании.

В то же время, как мы видели на других рынках, существуют значительные риски, когда требования, предъявляемые к участникам торгов, не такие жесткие. Во многих случаях компании предлагают очень низкие тарифные ставки, но позже они не могут финансировать проекты на этом уровне тарифов, и тогда механизм аукционов прекращает существование, потому что он не достигает желаемой цели.

Таким образом, в Украине многое зависит от надежности критериев отбора, которые устанавливает государство. Существует риск, что у вас будут очень привлекательные предложения, но станции не будут строиться.

Кроме того, я хочу отметить два момента. С точки зрения солнечного излучения, существует большая разница между севером и югом Украины. На юге много солнца, поэтому все хотят строить именно в этом регионе. В то же время, сеть уже перегружена на юге, так что вы, как страна, делаете с этим? Гармонизация этих двух аспектов важна, и власти должны тщательно продумать, где они хотят развивать будущие возобновляемые проекты.

И, наконец, в будущем очень важно будет стабилизировать энергосистему. Мы знаем, что оператор сети и власти занимаются этой проблемой. Ее решение может потребовать значительных инвестиций. Это могут быть аккумулирующие батареи или другие источники стабилизации.

Мы со своей стороны развиваем строительную компанию и наняли очень квалифицированных специалистов в Украине. Мне крайне приятно видеть, насколько хорошо работает наша быстрорастущая команда. Компания намерена привлекать своих сотрудников в Украине для зарубежных проектов, я ожидаю, что многие из них будут успешно участвовать в проектах Scatec Solar по всему миру. Мы приветствуем активное взаимодействие между нашей организацией и заинтересованными сторонами в Украине по этим и другим вопросам.

– У вас амбициозные планы относительно Украины на этот год, а как насчет перспектив на ближайшие несколько лет?

– Украинская экономика растет, и будет нуждаться в энергии и различных источниках ее генерации. Возобновляемые источники энергии на сегодня – это мега-тренд, они развиваются повсеместно, и у Украины есть все возможности воспользоваться этим. Угольные электростанции будут закрываться, поскольку мы должны сократить выбросы.

– Как Вы оцениваете риск ограничения для подключения к сети в Украине новых “зеленых” электростанций?

– Каждый оператор сети и энергосистемы должен иметь возможность балансировать мощность, иначе у вас будут перебои с распределением электроэнергии, скачки напряжения и прочее. Поэтому у них должна быть достаточная мощность в запасе для регулирования. В Европе для этого используются газовые электростанции, чтобы это можно было бы сделать и здесь.

Мы знаем, что “Укрэнерго” работает над этим вопросом, что у них будет отдельная программа, они ищут для нее финансирование, чтобы получить эту стабилизирующую мощность, возможно в виде системы аккумулирующей батарей или тому подобного.

– Участвует ли Scatec Solar в каких-либо глобальных проектах по хранению энергии (energy storages)?

– Да. Мы недавно подписали небольшой контракт, по которому будем строить солнечную электростанцию вместе с аккумулирующими батареями для лагеря беженцев в Южном Судане. Сейчас этот лагерь снабжается энергией, полностью получаемой за счет дизтоплива. С нашим решением мы снизим потребление дизтоплива со 100% примерно до 10%. По всей Африке имеется 250 ГВт установленной мощности по производству дизельного топлива, и с помощью подобных решений они могут значительно снизить энергопотребление и стоимость энергообеспечения. Это бизнес, проекты экономически выгодны.

– Вы рассматриваете проекты по накоплению энергии в Украине?

– Мы заинтересованы в этом. В будущем распределенная генерация станет более популярной, вам не понадобятся большие сети, только небольшие энергосистемы, которые будут обеспечиваться, в частности, солнечными батареями и хранилищами. Мы работаем над этим. Мы сейчас находимся в Киеве и будем рады поделиться нашим профессиональным мнением по этому вопросу.

– Какие основные тенденции на рынке солнечной энергии вы наблюдаете?

– За последние десять лет мы наблюдали снижение цен на солнечные панели на 80%, и, вероятно, увидим аналогичное снижение цен на хранилища энергии, такие как аккумулирующие батареи. Более того, мы знаем, что “солнечная” технология сравнительно молода, поэтому у нас есть много преимуществ. За последнее десятилетие эффективность панели увеличилась на 30-40%, что означает, что вам нужно на 30-40% меньше места, или вы можете снизить цену соответствующим образом. И этот тренд продолжится. Будут солнечные панели или другое оборудование, вырабатывающее электроэнергию из энергии солнце. Эти технологии распространятся и на уровне домохозяйств, в частности на крышах авто. Мы ожидаем, что в будущем возобновляемые источники энергии будут использоваться в нескольких новых областях. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий