В этом году истекают контракты “Газпрома” на поставку газа в Украину и транзит через эту страну. Новые еще не подписаны. “Газпром” надеется вернуться к переговорам о продолжении украинского транзита после назначения нового правительства и парламентских выборов в Украине, сообщила курирующая экспортный блок зампред правления компании Елена Бурмистрова: “На сегодняшний день, я думаю, это не секрет ни для кого, мы не понимаем, с кем там разговаривать физически”.
Иерархия власти в Украине пока только формируется. В апреле президентом страны был избран Владимир Зеленский. Он объявил о досрочном роспуске Верховной рады, выборы назначены на 21 июля. Правительство страны подало в отставку, но парламент отказался ее принять.
Пока риски для продолжения транзита через Украину сохраняются, “Газпром” создает дополнительные резервы газа непосредственно в Европе. “Мы сейчас активно работаем по закачке нашего газа в европейские подземные хранилища, – сказала Бурмистрова. – На сегодняшний день объемы уже превышают аналог прошлого года в 2,5 раза, и продолжаем качать”. В общей сложности к началу сезона отбора 2019/20 г. “Газпром” рассчитывает закачать в европейские ПХГ 11,39 млрд. куб. м газа – почти вдвое больше, чем годом ранее. Этого может оказаться достаточно, чтобы в I квартале 2020 г. “Газпром” смог снабжать потребителей в Европе без использования украинского транзита.
На конец 2018 г. “Газпром” держал в европейских хранилищах около 6 млрд. куб. м газа, следует из материалов компании. Максимальная мощность отбора из них составляла около 125 млн. куб. м в сутки. С учетом запланированного в этом году объема резервов газа в Европе “Газпром” мог бы в среднем за зиму отбирать из хранилищ около 120 млн. куб. м в сутки. А максимальный объем отбора может достичь и 150 млн. куб. м, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Близкий к “Газпрому” человек подтверждает: порядок расчетов верен.
Средний уровень суточного транзита через Украину в I квартале 2017 и 2018 гг. составлял 237 млн. и 247 млн. куб. м в сутки соответственно. Но к концу этого года “Газпром” рассчитывает построить первую нитку “Турецкого потока”, “Северный поток-2” и первую нитку сухопутного отвода от него – Eugal. В новые трубопроводы “Газпром” сможет перенаправить порядка 120 млн. куб. м газа в сутки.
Даже при полном закрытии украинской трубы, оставшиеся 120-130 млн. куб. м в сутки можно будет поставлять Европе из резервов, которые “Газпром” формирует на ее же территории. Запаса в 11,39 млрд. куб. м при таком уровне отбора может хватить на три месяца. Кроме того, у “Газпрома” есть возможность закрыть часть поставок за счет сжиженного природного газа (СПГ) – либо из предназначенной для спотовых поставок части торгового портфеля, либо даже покупая его с рынка, напоминает Маринченко. Компания может купить на рынке не только СПГ, но и трубопроводный газ, добавляет аналитик по газу бизнес-школы “Сколково” Сергей Капитонов: “Все это позволяет с высокой степенью осторожности предположить, что будущую зиму “Газпром” сможет пройти, удовлетворяя заявки европейских потребителей даже без украинского транзита”.
В теории “Газпром” мог бы пройти зимний период при нулевом транзите через Украину, соглашается Маринченко: “Это улучшает переговорную позицию Москвы и убирает необходимость подписывать новый транзитный договор непременно до конца декабря”. Но в случае с “Северным потоком – 2” пока нельзя гарантировать строительство в срок, если Дания продолжит настаивать на альтернативном маршруте, указывает Маринченко.
“Газпром” не исключает и продления транзитного контракта до конца года. Но камнем преткновения в переговорах является решение стокгольмского арбитража. В феврале 2018 г. он по сумме двух разбирательств присудил украинской компании компенсацию в размере $2,6 млрд. “Газпром” с этим решением не согласился и оспаривает его в государственном суде. Российская сторона предлагала вариант мирового соглашения с обнулением взаимных претензий, говорит член правления “Газпрома” Сергей Кузнец: “Такое предложение было сделано еще во время прошедших в январе 2019 г. трехсторонних консультаций”. Но “Нафтогаз” настаивает на выплате уже присужденных $2,6 млрд. и готов отказываться только от новых исковых требований, по которым решения еще не выносились, добавил Кузнец. Речь идет о поданном в июне прошлого года иске на $11,58 млрд.
Закачка максимальных объемов газа в ПХГ в текущих условиях – рациональное решение, полагает Маринченко. “И для Москвы, и для “Газпрома” повторение ситуации 2006 и 2009 гг., когда были снижены поставки российского газа в Европу, крайне нежелательно. “Газпрому” до сих пор это припоминают”, – говорит эксперт. В то же время Москва хотела бы сохранить главный козырь в споре с Киевом, если не удастся достигнуть компромисса, – временное прекращение транзита через Украину, считает Маринченко. Реализация такого сценария может, в свою очередь, сильно ударить по будущей переговорной позиции Украины вплоть до полной ее потери, добавляет Капитонов: “Газпром” ведет эффективную работу по подготовке к устойчивому прохождению зимы на фоне отсутствия транзитного соглашения”. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)