Как и было запланировано, с 1 июля в Украине введен рынок электрической энергии. Что он нам несет?
Население
С населением – бытовыми потребителями – давно все понятно. Представители как старой, так и новой власти уже неоднократно заявляли, что до 2020 г. население должно быть защищено. То есть повышение цен если и будет, то незначительное, в районе 5-6%. Вообще-то такое повышение планировалось летом 2019-го и без введения рынка. Намного сложнее положение в коммерческой и бюджетной сферах.
Бюджетная сфера
У меня есть товарищ, коммерческий директор одного государственного предприятия угольной промышленности. Он категорически против введения энергорынка. Его волнует даже не цена, а то, что на рынке должна быть предоплата. А денег у бюджетников нет. И вдобавок висят долги по электроэнергии. Но, помимо этих долгов, есть еще задолженность по заработной плате. А зарплата – это защищенная статья. Если на предприятие заходят деньги, в первую очередь они пойдут именно на зарплату и только потом – на погашение долгов по электроэнергии.
Также беспокоит вопрос проведения платежей и возможности неотключения предприятий от электроснабжения. Из каких средств им делать предоплату, если государство даже заработанное не выплачивает? И таких вопросов возникает множество. У тех же энергогенерирующих предприятий. Например, на Луганской ТЭС (г. Счастье) до того, как она перешла в собственность ДТЭК, много раз были отключения за неуплату за электроэнергию. Вдумайтесь: электростанцию отключают за неуплату за электроэнергию!
Это часто случается на госпредприятиях. И, как ни странно, на предприятиях энергетического сектора. На тех же шахтах, которые поставляют энергетический уголь на наши ТЭС и часть из которых являются государственными. Они поддерживают баланс электроэнергии в сети, стратегический баланс. Его компенсируют только ТЭС, хотя у них в конечном итоге электроэнергия самая дорогая.
Такие вот страхи у бюджетников. И хотя государство и многие эксперты говорят, что будет переходный период (когда рынок объявлен, а на самом деле ничего не меняется), люди никак не хотят принимать этот рынок. Они до конца не могут понять, что значит защищенный временный переход? Правительство, как всегда, не удосужилось довести схему работы рынка до ума. Как это будет происходить? Какое время займет этот переходный период? Есть ли защищенные статьи, помимо населения? Бюджетники, больницы, например?
Простой пример: будет ли в больнице оказана помощь, зависит от того, есть в ней электроэнергия или нет. И на сколько хватит резервных генераторов и топлива в случае непредвиденных ситуаций? Правда, их задействуют только для блоков реанимации. А остальные отделения?
Сейчас лето, температура на улице доходит до +40 градусов. А кондиционеры и прочее – это тоже электричество.
Если государство в переходный период готово взять все эти риски на себя и обеспечить бесперебойную работу даже в случае первоначальных неплатежей, которые, я уверен на 99%, в нашей стране будут, тогда честь и хвала людям, которые готовили эту реформу и смогут потихоньку вывести ее на нормальное функционирование.
Участники рынка
Есть еще вопрос по поводу числа участников рынка. У нас, в общем-то, всего два крупных поставщика электроэнергии: государство и ДТЭК. Говорят, что может прийти электроэнергия с Запада. Да, теоретически это возможно, но фактически наши сети не так хорошо интегрированы в Центральную и Западную Европу, как нам бы того хотелось. И экспорт электроэнергии можно обеспечить только в некоторых районах. А для серьезных объемов экспорта нужны очень большие капиталовложения в подготовку сетей.
Но и это не самое главное. Есть проблемы функционирования внутреннего рынка, со своими пиками и падениями потребления электроэнергии. Точно так же есть пики и падения в Европе. Они отличаются и по часам, и по количеству этих пиков, и по странам. Где-то сельское хозяйство больше развито, где-то – тяжелая промышленность и т.д. То есть подключиться к энергосистеме Европы – это тоже большая проблема, причем не только у нас, но и в Европе. Поэтому рассчитывать, что скоро к нам придет дешевая электроэнергия из Европы, было бы неправильно. Нужно ориентироваться в основном только на работу своих операторов.
Напоследок немного позитива. По своему опыту знаю, что раньше на железной дороге были посредники. Так вот, очень часто стоимость грузовых перевозок у них была ниже, чем у самой железной дороги. Не исключено, что и электроэнергия у посредника может стоить дешевле, чем у производителя.
Как это происходит? У нас во всех государственных отраслях неэффективная экономика: работает больше людей, чем нужно; содержатся клубы, детские садики, еще что-то. И это все ложится на себестоимость конечной продукции. Коммерсант пришел и предложил предприятию какие-то услуги, оценив их в 100 грн., но реальная себестоимость этих услуг – 10 грн. Предприятие рассчиталось с ним электроэнергией, а коммерсант продал ее не по 100 грн., а по 50. Он ведь и так получил 40 грн. прибыли. Так что, несмотря на все сложности, энергорынок – это хорошо. Считаю, что без рынка сложностей было бы еще больше. А еще нам, украинцам, давно пора научиться экономить электроэнергию. (Андрей Велитченко, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)