Основным негативным событием июля в новом конкурентном энергорынке стало блокирование расчетов с возобновляемой генерацией.
С чего начался конфликт?
По данным НЭК “Укрэнерго”, в первые десять дней июля – после перехода на новую рыночную модель – расценки на электричество для крупных промышленных предприятий возросли на 24-28%. По этой причине “Никопольский завод ферросплавов” (НЗФ) – одно из предприятий Игоря Коломойского – оспорил в Окружном административном суде Киева тарифы на передачу электроэнергии и диспетчеризацию для “Укрэнерго”. В результате рассмотрения дела суд отменил соответствующие постановления НКРЭКУ, которыми эти тарифы были установлены на второе полугодие 2019 г.
Системный оператор был выбран объектом для атаки в связи с резким увеличением (в шесть раз) с 1 июля тарифов для “Укрэнерго” – с 5,9 коп. до 35,6 коп. за 1 кВт-час. Этот факт, естественно, привлек внимание ферросплавщиков, тем более что ранее таких тарифов в отдельном виде для конечных потребителей не существовало. До 1 июля плата за передачу и диспетчеризацию НЭК закладывалась напрямую в оптовую цену электроэнергии (ОРЦ). Точно так же, как и оплата услуг ГП “Энергорынок”, перекрестные субсидии для населения, а также компенсационные выплаты возобновляемым источникам в виде разницы между “зеленым” тарифом и рыночной ценой.
ОРЦ был “общим котлом”, в котором учитывались и производство электроэнергии генерирующими компаниями, и инфраструктурные расходы по обслуживанию энергосистемы с крупными линиями электропередач, и все выплаты по социальным обязательствам (ПСО). В конечном розничном тарифе для потребителя к ОРЦ приплюсовывалась только стоимость передачи электричества областными сетевыми компаниями и маржа поставщика.
Однако с 1 июля все резко изменилось. Теперь прежнего ОРЦ не существует: товарная технологическая цепочка в отрасли расширилась, и каждый участник отдельно получает деньги за свои услуги. В том числе в структуре розничной цены начали учитываться как отдельный платеж и тарифы для “Укрэнерго”.
Не все потребители при этом поняли, почему плата за услуги НЭК возросла вшестеро. А произошло это по той причине, что в тариф на передачу электроэнергии сетями НЭК были занесены компенсационные выплаты ВИЭ, которые составляют 63% общего размера тарифов системного оператора или 22,6 коп. за каждый киловатт-час, который будет произведен во втором полугодии 2019 года.
Каковы позиции сторон?
Вследствие решения Окружного административного суда Киева, ГП “Гарантированный покупатель” потерял источник средств для компенсационных выплат ВИЭ, которые накапливаются именно в тарифе на передачу “Укрэнерго”. Фактически государство лишилось возможности оплачивать возобновляемой генерации электроэнергию по “зеленым” тарифам, которые гарантированы законом “Об альтернативных источниках энергии”. По данным НЭК, дефицит средств по оплате “зеленой” электроэнергии на III квартал этого года составляет 6,2 млрд. грн.
Первым ответом энергетиков на действия НЗФ стала подача апелляций на решение Окружного суда со стороны НКРЭКУ, “Укрэнерго”, ГП “Гарантированный покупатель”. В частности, по словам директора ГП Константина Петриковца, рассмотрение апелляции госпредприятия ожидается 29 июля.
Не сидят сложа руки и сами представители “зеленой” генерации. Как сообщила директор по развитию Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Елена Колтык, участники Ассоциации подают судебные иски на привлечение их к делу – как третьей стороны, которая несет финансовые потери вследствие решения Окружного суда.
Параллельно НЭК предложил участникам рынка рассчитываться по тарифам “Укрэнерго” в июле на условиях рекомендованной оплаты.
НКРЭКУ в свою очередь с 1 августа утвердила новые тарифы на передачу и диспетчеризацию для НЭК взамен отмененных судом. При этом тариф на передачу составил 31,2 коп. за 1 кВт-ч, что на 10,2% ниже предыдущего тарифа, который устанавливался с 1 июля.
Однако, как заявил на прошлой неделе генеральный директор НЗФ Владимир Куцин, ферросплавщики планируют повторно оспорить в суде и новые тарифы НКРЭКУ.
Как найти выход из ситуации?
Впрочем, помимо судебных апелляций, существуют другие способы обезопасить возобновляемую энергетику от повторения потребительских исков и финансового коллапса. Речь идет о коррекции и усовершенствовании правил рынка, а также доработке нормативно-правовой базы, регулирующей работу энергетической отрасли. Для этого нужно предпринять несколько шагов, два из которых видятся основополагающими.
Шаг первый: изменить механизм компенсационных выплат “зеленым”. 16 июля старший советник USAID Украина по вопросам энергетики Шукру Богут на круглом столе в комитете ТЭК предложил перенести компенсацию “зеленых” тарифов из тарифа на передачу “Укрэнерго” к “Гарантированному покупателю”. И хотя основной целью Богут видел удешевление электроэнергии для потребителей, возобновляемая генерация в случае такого переноса тоже останется в выигрыше – компенсационные выплаты по тарифной разнице для “зеленых” будут выведены из зоны судебных рисков.
На сегодня объем средств, заложенных в новом тарифе на передачу “Укрэнерго” на выполнение специальных обязательств перед ВИЭ, на август-декабрь составляет 12,397 млрд. грн. Это равно примерно 12 млрд. грн. прибыли, которую “Гарантированный покупатель” должен накопить к концу года от продажи электроэнергии на рынке “на сутки вперед” и которая теперь, возможно, будет использована для расчетов с ВИЭ.
Шаг второй: определить правовой статус НКРЭКУ. Окружной админсуд Киева аргументировал свое решение по иску НЗФ тем, что создание и функционирование Нацкомиссии не соответствует Конституции Украины. При этом суд сослался на аналогичное заключение Конституционного суда Украины от 13 июня 2019 г. В частности, КС считает необходимым определить до конца 2019 г. правовой статус НКРЭКУ путем реализации одного из двух возможных вариантов.
Речь идет либо о признании регулятора отдельной независимой ветвью власти посредством внесения соответствующих поправок в Конституцию, либо о подчинении Нацкомиссии Кабинету министров как органу исполнительной власти.
Конечно, определить судьбу НКРЭКУ придется уже парламенту нового созыва. Однако энергетическому сообществу следует уже сейчас определиться с четкой позицией о будущем статусе регулятора и попытаться ускорить принятие решения депутатами. Ведь до тех пор, пока НКРЭУ будет оставаться в подвешенном состоянии, энергорынок и все его участники, включая ВИЭ, пребывают под угрозой судебного блокирования любых правил и тарифов, утвержденных Нацкомиссией. Благо, НЗФ прецедент создал.
Какими могут быть последствия?
Дальнейшее затягивание судебного конфликта в треугольнике “потребитель – НКРЭКУ – ВИЭ” чревато неблагоприятными последствиями для отрасли и страны.
Дискредитация энергореформы. Запуск новой модели с 1 июля прошел на удивление гладко и без видимых непреодолимых осложнений. Безусловно, в работе рынка возникало и еще будет возникать немало проблем, однако все они носят прогнозируемый и переходный характер. Никаких особых авралов пока не было. И только паралич расчетов с ВИЭ оказался своеобразным пятном на общей благоприятной картине реформы энергорынка, он и повлек за собой по цепочке другие неприятности.
“Это решение суда ставит под сомнение, сможет ли Украина создать эффективный конкурентный рынок и сможет ли она выполнить свои обязательства перед международным сообществом”, – констатировал гендиректор ДТЭК ВИЭ Филипп Лекебуш.
Финансовые риски. Как отмечает собственник группы компаний “Акванова” и соучредитель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Игорь Тынный, зеленая энергетика является одной из немногих развивающихся отраслей в Украине, которая стимулировала возобновление банковского кредитования в стране и развитие смежных бизнесов.
“Одна отрасль создает вторую, вторая создает третью. За генерацией создается кредитование, производство оборудования и так далее. Соответственно мы являемся ответственными за целую цепочку. Если же наступает возможность неоплаты электроэнергии, следующим этапом наступает невозможность оплаты кредитов”, – говорит Игорь Тынный.
И если проблему расчетов с возобновляемой энергетикой не удастся разрешить в сжатые сроки, Украине грозит обращение зарубежных инвесторов в суды и огромный международный скандал.
Падение инвестиционной привлекательности. Пока “зеленые” тарифы в Украине являются самыми высокими в Европе. Однако согласно закону о внедрении аукционов для ВИЭ, инвесторы смогут получать “зеленый” тариф на строящиеся объекты только до конца этого года. Уже с начала 2020 г. цена “зеленого” электричества будет определяться исключительно на конкурсных условиях, что способно уже на первых аукционах снизить цену возобновляемой генерации в Украине с нынешних 15 (для СЭС) и 10,8 (для ВЭС) евроцентов до 7 евроцентов за 1 кВт-ч.
Однако реальные ценовые результаты торгов во многом будут зависеть от количества участников. А они, как известно, ориентируются в первую очередь на инвестиционный климат в отрасли и стране. И вряд ли повышению интереса к аукционам со стороны потенциальных инвесторов будет способствовать июльская конфликтная история с блокировкой выплат возобновляемой генерации. (Mind/Энергетика Украины и мира)