После пуска рынка электроэнергии с 1 июля цены для промышленности выросли на 20-25%. Крупный бизнес бьет тревогу из-за увеличения себестоимости его продукции и падения ее конкурентоспособности на внешних рынках. Среди прочих, проблемы возникли у ферросплавных заводов Игоря Коломойского.
Оказавшись перед риском остаться без работы, сотрудники предприятий одиозного олигарха пытаются заблокировать работу нового рынка в судах и устраивают митинги в столице. После нескольких недель молчания в ситуацию вмешался Кабмин, попытавшись в ручном режиме снизить стоимость электроэнергии и пересмотреть обязательства для энергокомпаний. Подробнее – в материале РБК-Украина.
Кабинет министров вчера, 14 августа, изменил условия специальных обязательств (PSO) для энергетических компаний, утвержденных правительством еще в начале июня.
Специальные обязательства Кабмин ввел в преддверии запуска рынка электроэнергии, чтобы не допустить повышения цен на э/э для населения с 1 июля. Режим PSO, по замыслу чиновников, рассчитан на период с июля этого года и до конца декабря 2020 г., он будет распространяться на компании “Энергоатом”, “Укргидроэнерго” и “Укрэнерго”.
Среди прочего, вводя спецобязательства в июне, Кабмин поручил “Энергоатому” продавать на электронных аукционах для потребностей населения совокупно не более 90% своей электроэнергии. Для “Укргидроэнерго” этот показатель составил не более 20%. Но вчера правительство пересмотрело долю “Энергоатома” по PSO, снизив ее в общей сложности до 75%. Это предусмотрено постановлением, внесенным с “голоса” министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом.
Появление у “Энергоатома” дополнительных объемов электроэнергии в теории должно привести к снижению цены во всем энергорынке. С этой целью также были снижены и граничные цены для “Энергоатома” с 56,7 копеек/кВт-час до 51,2 копеек/кВт-час. Но пересмотр цен не должен повлиять на доходы “Энергоатома”, поскольку у него уменьшилась доля обязательных продаж.
С другой стороны, увеличение объемов электроэнергии в рынке будет способствовать росту тарифа НЭК “Укрэнерго” и сопутствующих услуг. По мнению руководства “Укрэнерго”, министерский вариант не гарантирует рост конкуренции в рамках нового рынка электроэнергии, равно как и не дает уверенности, что цены для промышленности снизятся, как на то рассчитывают в Минэнерго. Более того, не исключен вариант, что цена вообще может вырасти.
Кроме того, в “Укрэнерго” обращают внимание, что есть и второй вариант снижения цены для промышленности, разработанный регулятором – Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Изменения, предложенные НКРЭКУ, в краткосрочной перспективе могут привести к снижению цены для промышленности на 180-200 грн./МВт-час. Для этого предлагается снизить тариф “Укрэнерго” за счет компонента, который предусмотрен для компенсации производителям электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Взамен для компенсации по ВИЭ предлагается перенаправить часть электроэнергии “Энергоатома” и “Укргидроэнерго”, повысив их долю по спецобязательствам.
Вариант НКРЭКУ еще больше выводит из конкурентной среды рынок электроэнергии и заставит промышленников покупать больше дорогой энергии, произведенной тепловыми электростанциями. “Такой вариант не очень похож на рыночные отношения, но как быстродействующая и кратковременная мера на 2-3 месяца вполне подходящий”, – считает глава “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук.
Камень преткновения
Предварительные расчеты “Укрэнерго” еще до запуска новой модели энергорынка показывали, что рост цен для промышленности будет в пределах 28%-30%, а в отдельных случаях и больше 30%. После запуска рынка оказалось, что цена выросла несколько меньше. Рост составил 20%-25%, что стало самым крупным моментальным повышением цен на электроэнергию за последние 25 лет. В результате стоимость электроэнергии для больших промышленных потребителей в Украине превысила стоимость для таких же потребителей в Центральной Европе. А в некоторых случаях и для потребителей Западной Европы, что негативно влияет на конкурентоспособность нашей промышленности.
Изменения коснулись ферросплавных заводов, принадлежащих олигарху Игорю Коломойскому. Они потребляют порядка 5-6% всей электроэнергии в Украине. И у них есть одна важная особенность. Потребляя энергию непосредственно от сетей “Укрэнерго”, значительную часть энергии они используют в ночное время, когда нагрузка на сети минимальна, а цена на энергию самая низкая. Но запуск новой модели рынка электроэнергии полностью лишил их этого преимущества.
“Ферросплавные заводы имеют огромное потребление электроэнергии. В себестоимости нашей продукции она составляет более 30%. Имеющийся вариант закона об энергорынке был принят преждевременно. Сейчас появилось много вопросов, которые надо было решать еще до принятия закона”, – говорит глава правления “Никопольского ферросплавного завода” Владимир Куцин.
Если эти производства остановятся, то запустить их заново будет крайне сложно без дополнительных денежных затрат и времени. Кроме того, есть риск оттока кадров, говорят на заводах. “Прошлая остановка нашего завода привела к увольнению 2,2 тыс. человек, а четвертый цех запускался целых два года”, – пояснил глава правления “Запорожского завода ферросплавов” Павел Кравченко.
Украинская ассоциация предприятий водопроводно-канализационного хозяйства “Укрводоканалэкология” в свою очередь допускает переход на почасовую подачу воды уже с 20 августа. “Если мы слышим, что водоканал отключен от электроэнергии, причина одна – не покрывается тариф, нет средств для расчета. Если с 20 августа некоторые города будут заявлять о переходе на почасовую подачу воды, чтобы все понимали эту причину”, – заявила вице-президент ассоциации Ольга Бабий.
Ключевая претензия и требование промышленников заключается в том, чтобы исключить из тарифа “Укрэнерго” компенсацию для генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но положение о компенсации – это прямая норма закона об энергорынке, который предусматривает, что компенсацию в разнице цены между гарантированным тарифом ВИЭ и рыночной ценой на электроэнергию осуществляет “Укрэнерго”. Соответственно, без внесения изменений в закон эту норму изменить нельзя.
Изменить механизм компенсации ВИЭ может новый состав парламента, который начнет работать только в сентябре. Стоит отметить, что компенсационная компонента тарифа “Укрэнерго” существовала и до внедрения энергорынка. Компенсация включалась НКРЭКУ в состав оптовой рыночной цены (ОРЦ), а платежи осуществлялись другими предприятиями.
После запуска рынка тариф “Укрэнерго” с учетом компенсации ВИЭ вырос на 70-75 грн. за МВт-час без НДС. Компенсация ВИЭ в I полугодии составила 164 грн. за МВт-час, а сейчас это порядка 226 грн. за МВт-час. “Станций ВИЭ становится больше, энергии они производят больше, поэтому и размер компенсации резко возрастает”, – говорит Всеволод Ковальчук.
Перекрестное субсидирование и PSO
Очень важный вопрос, без которого не решить проблему роста цен на энергию для промышленности, заключается в устранении перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. Переходные положения закона об энергорынке предусматривают, что НКРЭКУ обязана была с 1 июля прекратить перекрестное субсидирование разных потребителей. За счет роста цены для населения цена для промышленности должна была снижаться. Полученная общая цена должна была оказаться средневзвешенной между ценой для населения и коммерческими потребителями.
Но отказа от перекрестного субсидирования не произошло. “Если конечная цена на электроэнергию для населения и промышленности отличается в 2,5 раза, то энергия как товар – в 8-9 раз. Это создает перекрестное субсидирование на сумму 50 млрд. грн. или 20% от стоимости всей электроэнергии в стране, что и ложится дополнительной тяжестью на промышленность”, – уточнил Всеволод Ковальчук.
Учитывая всю непопулярность повышения тарифов на электроэнергию для населения, нужно понимать, что электроэнергия присутствует в себестоимости всех товаров. Согласно данным Госстата, 82% всей поставляемой электроэнергии в стране включается в себестоимость товаров и услуг, которые реализуются на внутреннем рынке. Поэтому население, сэкономив несколько десятков грн. в платежке, расплатится повышением цены на любой конечный продукт или услугу, в том числе и массового потребления, как продукты питания, проезд в муниципальном транспорте и коммунальные услуги.
Проблема перекрестного субсидирования возникла не сейчас, а постепенно вызревала на протяжении последних нескольких лет еще при прежних правилах энергорынка. Именно в этот период начал действовать скандальный принцип ценообразования на электроэнергию “Роттердам+”. Как известно, в сентябре 2016 года было последнее повышение цены на электроэнергию для населения, которым перекрестное субсидирование, существовавшее до 2014 года, было нивелировано.
Однако уже в конце 2016 года при введении формулы “Роттердам+” расчет цены электроэнергии привязали к стоимости угля на товарной бирже в городе Роттердам (Нидерланды) и его доставки к границам Украины. Основную выгоду здесь получил Ринат Ахметов, который сконцентрировал в своей собственности 70% всей тепловой генерации и около 80% добычи энергетического угля. Практически весь уголь добывался на территории Украины, а полученная сверхприбыль шла в энергетический дивизион Ахметова – компанию ДТЭК.
Если для промышленности цена электроэнергии росла в соответствии с формулой “Роттердам+”, то для населения правительство не решалось продолжать повышать цену на электроэнергию. Все тяготы по субсидированию граждан легли на плечи государственной компании НАЭК “Энергоатом”, которая производит порядка 55% всей электроэнергии в стране. Но с запуском новой модели энергорынка вопрос перекрестного субсидирования необходимо было как-то решать. И пока выходом из ситуации стали уже упомянутые специальные обязательства для трех компаний. В итоге, большая часть произведенной “Энергоатомом” электроэнергии была выведена за пределы рынка, а промышленность была вынуждена покупать больше дорогой электроэнергии у тепловой генерации. (Максим Нечипоренко, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)