Визит румынского президента в Вашингтон ознаменовал небольшую, но важную победу в американской “Большой газовой игре”.
“Будущее Румынии и отношений Румынии с США очень, очень блестящее”. Эти слова из уст Дональда Трампа – не просто дежурный комплимент. Президент Румынии Клаус Йоханнис вполне может быть доволен результатами своего визита в Вашингтон. Как с точки зрения государственных интересов, так и собственных перспектив на грядущих президентских выборах. Поддержка Вашингтона – немаловажный фактор, который может подкрепить авторитет Йоханниса, и без того занимающего первое место в рейтинге претендентов на высший государственный пост.
“Бесценный союзник по НАТО”
Это уже вторая встреча Йоханниса и Трампа в Белом доме. Первый визит румынского лидера состоялся в июне 2017 г. Ключевое отличие нынешнего – итоговое совместное заявление двух президентов. Наряду с упоминанием о 30-й годовщине румынской революции и 15-летии вступления Румынии в НАТО, в нем есть и более важные месседжи.
Во-первых, была подчеркнута необходимость укрепления военного сотрудничества, в контексте которого упомянут Черноморский регион. Что, в свою очередь, важно и для Украины.
Стоит отметить, что Румыния является одной из немногих стран – членов НАТО, которая тратит на оборону 2% ВВП, и это не может не нравиться Трампу. Как известно, американский президент требует от своих европейских союзников по Альянсу придерживаться этой планки военных расходов. Более того, Бухарест является наиболее последовательным сторонником усиления присутствия НАТО в Черноморском регионе. На территории страны расположена американская военная база, а также элементы противоракетной обороны США. Кроме того, на прошлогоднем Брюссельском саммите НАТО Румыния задекларировала готовность усилить свое военное присутствие в Афганистане. При этом Йоханнис считает необходимым усиление американского присутствия в большом Причерноморье и, не исключено, что Трамп прислушается к его идеям.
Обсуждался в ходе встречи также вопрос участия Румынии в санкциях против китайской компании Huawei. В совместном заявлении говорится, что стороны стремятся “избежать рисков безопасности, которые сопровождают китайские инвестиции в телекоммуникационные сети 5G”. Вопрос этот, как известно, важен для Трампа, начавшего торговую войну против Китая.
Тема особого внимания – энергетика. Наряду с вопросом о добыче газа в Черном море, о чем более подробно ниже, отдельным тезисом в совместном заявлении упомянута ядерная энергетика и необходимость более тесного сотрудничества в этой сфере. Обсуждалась также тема по получению права на участие в Программе безвизового въезда Visa Waiver Program. Желание включить Румынию в эту программу в основном связано с высоким уровнем отказа в выдаче виз для румынских граждан, который достигает 10%.
И, наконец, еще два направления, отмеченных в заявлении, – борьба с коррупцией и развитие взаимной торговли. Впрочем, визит румынского президента, кроме практических вопросов, нес и иную нагрузку, но уже для США. Как отметила газета Washington Post, в последнее время Трамп отдает предпочтение встречам с лидерами стран Центральной Европы, в отличие от глав ведущих европейских стран. Йоханнис – седьмой глава государства из этого региона. Как отмечает издание, для Трампа “регион предлагает возможности для новых торговых, энергетических и военных договоренностей, которые иногда могут обойти Западную Европу и ущипнуть традиционных лидеров, таких как канцлер Германии Ангела Меркель”.
Большая газовая игра
О возможностях, которые видит Трамп в Центральной Европе, лучше всего свидетельствует энергетическая составляющая переговоров с румынским президентом. В пресс-релизе Белого дома говорится, что США будут работать с Румынией, чтобы улучшить инвестиционный климат и помочь стране лучше использовать свои огромные газовые ресурсы.
Заявление весьма своевременное. Незадолго до визита Йоханниса в Вашингтон американская компания ExxonMobil заявила о своем намерении выйти из морского газового проекта Neptun Deep на румынском участке Черного моря. ExxonMobil участвует в этом проекте совместно с румынской нефтегазовой группой OMV Petrom по схеме 50 на 50. Сообщалось, что американская компания уже инвестировала около $700 млн., которые были направлены в основном на бурение нескольких разведочных скважин. В соответствии с предварительными оценками 2012 г., запасы на участке оцениваются в 42-84 млрд. кубометров, что делает Neptun Deep крупнейшим газовым проектом в Черном море, а участие ExxonMobil – стратегической американской инвестицией в регионе.
Планировалось, что ExxonMobil и OMV Petrom решат перейти к коммерческой эксплуатации этого проекта к концу 2018 г. Однако вмешалась румынская политика. В ноябре прошлого года вступил в действие закон “О добыче газа на морском шельфе Румынии”, регулирующий деятельность газодобывающих компаний, в частности, предусматривающий введение прогрессивной ставки налогообложения доходов компаний от добычи газа на морском шельфе. По мере роста доходов компаний налог должен увеличиваться с 15 до 50%. Кроме того, закон предусматривает, что добывающие компании будут продавать 50% добытого газа на внутреннем рынке газа страны, и обязывает их иметь в штате не менее 25% граждан Румынии.
Закон был инициирован правящей в Румынии Социал-демократической партией. Спикер нижней палаты парламента и лидер социал-демократов Ливиу Драгня объяснял, что введение нормы обязательной продажи 50% добытого газа на внутреннем рынке означает, что “Румыния станет одной из немногих энергонезависимых страны в мире”.
Впрочем, сами нефтедобывающие компании заявили, что закон окажет значительное негативное влияние на морскую нефтегазовую отрасль в Румынии и будет препятствовать притоку инвестиций.
Во время голосования в нижней палате оппозиция в лице национал-либералов, Союза спасения Румынии и Партии народного движения бойкотировала процесс, поэтому ответственность за принятие целиком ложится на правящую коалицию. Йоханнис заблокировал первую версию закона, однако парламент сумел преодолеть его вето.
Последствия не заставили себя долго ждать. ExxonMobil отложила коммерческую эксплуатацию проекта Neptun Deep. А теперь еще и заявила о готовности выйти из него.
В числе недовольных оказались не только нефтедобывающие компании. В июне 2018 г. Венгрия подписала соглашение с ExxonMobil о поставках 4,4 млрд. кубов черноморского газа. А в феврале нынешнего года министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто обратился к министру энергетики США Рику Перри с просьбой убедить ExxonMobil начать добычу газа в Черном море, чтобы помочь диверсифицировать поставки энергоносителей и избавиться от зависимости от поставок российского газа.
Сейчас ситуация в Румынии изменилась. Ливиу Драгня, символ румынской коррупции, оказался в тюрьме, социал-демократы потерпели поражение на майских выборах в Европарламент, правящая коалиция трещит по швам, в стране началась кампания по выборам президента, в которой фаворитом пока остается Йоханнис. Трамп охарактеризовал румынского президента как “человека, который может решить проблему коррупции в Румынии”, и, похоже, он доволен тем, как идут дела у восточноевропейского партнера США.
Победа Йоханниса – это шанс пересмотра закона и возврата к планам эксплуатации румынских месторождений на Черном море. Да, на фоне объемов российского газа, поставляемого в Европу, 6 млрд. кубометров в год, которые предполагается добывать на Neptun Deep, выглядят не очень внушительно. Но для той же Венгрии, которая потребляет 10 млрд. кубов, 4,4 млрд. румынского газа – существенное подспорье.
В стратегическом плане – это пусть небольшая, но победа в “Большой газовой игре” США. Недаром в уже цитированном коммюнике говорится о том, что Румыния поддерживает администрацию Трампа “в усилиях по диверсификации энергетики в Европе, что уменьшит зависимость от российских энергоресурсов” и выступает против проекта “Северный поток-2” и других проектов, которые увеличат зависимость Европы от России.
Подобная позиция выгодна и Украине, для которой СП-2 несет очевидную угрозу потери существенной части российского транзита. Кроме того, Киев также работает над диверсификацией маршрутов поставки газа, рассматривая Румынию в качестве перспективного партнера.
И главное – ослабление России как основного поставщика газа в Европу в стратегической перспективе подрывает экономические основы страны-агрессора. (Артем Филипенко, заведующий отделом исследований Придунайско-Черноморского региона НИСИ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)