На первом заседании Верховной Рады команда Владимира Зеленского расставила своих людей во всех органах власти. Пришло время выполнять обещания. Какие ключевые проблемы придется решать в газовом секторе?
“Я не понимаю наше правительство, которое только разводит руками и говорит: мы ничего не можем сделать. Неправда. Вы можете. Вы можете взять лист, взять ручку и освободить свои места для тех, кто будет думать о следующих поколениях”, – обращался к Кабмину Владимира Гройсмана президент Владимир Зеленский во время своей инаугурационной речи 20 мая.
С тех пор в стране состоялось полная перезагрузка власти. Партия “Слуга народа” получила монобольшинство в парламенте, что позволило ей полностью обновить правительство. Теперь он состоит только из людей Зеленского, с которыми он лично проводил собеседования.
Самое время переходить от слов к делу и начать воплощать в жизнь анонсированные реформы. Накануне ЭП писала о главных болевых точках нового рынка электроэнергии. На очереди – газовый сектор, который также требует внимания новой власти.
ЭП выделила шесть вызовов, на которых команда президента и профильные ведомства должны сосредоточиться в ближайшее время.
Тарифы на коммунальные услуги
Во время президентской кампании команда Зеленского для агитации часто касалась болезненной темы высоких тарифов для населения. Сам Зеленский никогда открыто не обещал, что снизит тарифы, но говорил, что они слишком высокие для украинцев.
После победы на выборах и вступления в должность большинство респондентов в различных опросах говорили, что больше всего ожидают от Зеленского именно снижения тарифов.
Хотя представители президента впоследствии пытались объяснить, что он говорил об этом “шутку” и “полунамеками”, сам Зеленский, похоже, решил от темы тарифов не открещиваться.
Во время первого заседания новой Верховной Рады президент снова вспомнил о проблеме: “Получение реальной энергетической независимости, энергоэффективности и решения проблем с тарифами”, – перечислил основные вызовы и задачи парламента и правительства глава государства.
Стоит отметить, что с апреля цены на газ для населения действительно снизились. За пять месяцев голубое топливо потеряло 25% стоимости, однако этому способствовала рыночная конъюнктура. Есть риск, что зимой газ опять подорожает.
Тогда важным фактором станет позиция МВФ, с которым новому правительству, скорее всего, придется договариваться о новой программе. Как известно, формула цены на газ – один из ключевых пунктов меморандума о сотрудничестве Украины с фондом. У Зеленского уже активно готовятся к предстоящим консультациям с кредитором.
“Переговоры будут в сентябре, и позиция такова, чтобы была мягче позиция (МВФ – ЭП), связанная с ценами на газ и введением либерализованного рынка газа”, – заявлял председатель парламентского комитета по ТЭК Андрей Герус.
В целом к будущей системе тарифообразования остается много вопросов, поскольку пока неясно, какой путь выберет новый Кабмин.
Логика двух предыдущих правительств строилась на том, что газ как товар имеет свою стоимость и потребители должны платить за него рыночную цену. При этом малообеспеченным гражданам назначается и выплачивается пособие в виде субсидии.
Будут ли пересмотрены решения предыдущей власти? Конкретного ответа на этот вопрос нет. Однако едва ли не на каждом эфире президент рассказывает, что тарифы будут уменьшены.
Если часть населения платить нерыночной цене, остальные деньги государство вынуждено компенсировать из бюджета, то есть из средств налогоплательщиков. Откуда взять деньги? Нагрузка на бюджет и сейчас велико: только на выплату госдолга Украины потратит почти треть бюджета. Вопросов больше, чем ответов.
Монетизация субсидий
В Украине около 4 млн. семей с 14 млн. получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Только за последние пять лет на выплату субсидий из бюджета было потрачено более 250 млрд. грн.
В 2014 году было потрачено 6900000000 грн., в 2015 г. эта сумма выросла до 19100000000 грн., в 2016 году – до 46400000000 грн. В 2017 г. и 2018 г. из бюджета на субсидии выделили 72400000000 грн. и 72700000000 грн. соответственно.
Общая сумма, выделенная на выплату субсидий на 2019 г. составляет 55 млрд. грн. За январь-июнь на адресную помощь ушло почти 36 млрд. грн., при этом в денежной форме, которая была введена в 2019 году, за шесть месяцев было уплачено только 14500000000 грн.
Однако, как показывает опыт, именно монетизированная форма субсидий стимулирует субсидианта экономить газ.
Заместитель начальника департамента энергоэффективности “Нафтогаза” Алексей Хабатюк недавно отметил, что до перехода на монетизацию субсидианты потребляли газа на индивидуальное отопление в 1,6 раза больше, чем несубсидианты.
Температура в домах получателей субсидий могла достигать 24-26 градусов, тогда как их соседи без субсидий держали температуру до 20 градусов.
“Построенная за десять лет система субсидий была неэффективна с точки зрения стимулирования эффективного потребления ресурса. Введенная система монетизации стимулирует человека экономить газ, потому что все сэкономленное она оставляет себе. Деньги – лучший мотиватор”, – отмечает Хабатюк.
До последнего времени правительство выбирал между наличной и безналичной формами монетизации. Хотя только наличная форма, по мнению Хабатюка и других экспертов, является реальной монетизацией и именно ее следует ввести.
Итак, еще одним важным направлением для новой власти должен стать полный переход на монетизированную форму субсидий. Иначе об эффективном потреблении газа получателями субсидий не будет идти.
Увеличение добычи газа
“К 2020 г. мы полностью обеспечим Украину собственным газом, его придется покупать за валюту”, – говорил на различных форумах и “круглых столах” тогдашний премьер Владимир Гройсман.
Для решения этой задачи в 2016 г. государственная компания “Укргаздобыча” представила программу “20/20” – проект увеличения добычи газа до 2020 г. с 14500000000 куб. м до 20 млрд. куб. м.
Учитывая, что недра Украины содержат более 1 трлн. куб. м газа, а потребление составляет около 32 млрд. куб. м в год, этого запаса хватило бы на ближайшие 30 лет.
Впрочем, можно констатировать, что программа “20/20” провалена: в 2018 г. “Укргаздобыча” добыла лишь 15500000000 куб м газа. В “Нафтогазе” объясняют это отсутствием новых лицензий на разработку недр и недостаток финансирования.
В частности, “Укргаздобыча” рассчитывала получить 80 новых лицензий в течение 2016-2018 гг., для чего подала более 170 пакетов документов, однако получила лишь 17 согласований. В ключевом регионе, на Полтавщине, за последние три года УГВ получила более 60 отказов на поданные заявки на разработку недр и всякого согласования.
Провал программы, среди прочего, стал причиной увольнения руководителя УГВ Олега Прохоренко. Сейчас этим направлением занимается руководитель газового дивизиона “Нафтогаза” Андрей Фаворов. Недавно он заявил, что стратегию “20/20” реализовать невозможно и представил свое видение.
“Нам не интересны кубометры. Нам надо уменьшить риски при бурении новых месторождений и увеличить вероятность успешного бурения. Так мы не увеличим добычу, но увеличим доходность компании”, – сказал он.
Новая стратегия УГВ предусматривает: содержание базового уровня добычи, инвестиции в инфраструктуру, бурение только на лучших участках, внедрение диджитализации, наращивание добычи нефти и конденсата, партнерство с лидерами отрасли, инвестиции в наращивание ресурсной базы.
Премьер Алексей Гончарук в увеличении собственной добычи видит и решение проблемы высоких тарифов для населения. Однако разговоры о “дешевый” Украинский газ при нынешней модели ценообразования по импортному паритету является популизмом.
Сейчас цена на газ для населения формируется по средней стоимости голубого топлива на немецком хабе. Также учитываются расходы на транспортировку и наценки компании, которая продает газ потребителю. Это касается не только импортного газа, но и газа, добытого в Украине.
Именно поэтому увеличение собственной добычи без изменения модели ценообразования на конечные цифры в квитанциях повлиять не может. Зато может существенно уменьшить отток валюты из страны. В новом правительстве это хорошо понимают. Возможно, детальный план решения этой проблемы появится в ближайшее время.
Анбандлинг “Нафтогаза”
Анбандлинг “Нафтогаза” – одно из основных требований ЕС к Украине и необходимая предпосылка для заключения нового транзитного контракта. Что это такое и почему это так важно?
Анбандлинг – это система внутренней корпоративной реорганизации для разделения видов бизнеса.
Украина в рамках договоренностей с Европейским энергетическим сообществом несколько лет назад обязалась разделить транспортировки, хранения, добыча и продажа газа. Сейчас все эти функции выполняют “Нафтогаз” и его дочерняя компания “Укртрансгаз”.
Ключевой расхождением в этом вопросе стал контроль над газотранспортной системой, дающий право распоряжаться миллиардами долларов. Разный взгляд на анбандлинг еще больше охладил отношения главы “Нафтогаза” Андрея Коболева и Владимир Гройсман.
Кабмин предлагал сценарий, согласно которому контроль над “трубой” получил бы правительство, а в “Нафтогазе” оптимальной считали модель с ISO (Independent system operator) – независимым оператором, который будет пользоваться ГТС на правах концессии.
Находясь в кресле премьера, Гройсман заявлял о необходимости завершения анбандлингу на условиях правительства до конца 2019 г., однако накануне он сложил свои полномочия. Похоже, после смены власти “Нафтогаз” и Кабмин достигли консенсуса. Новый премьер подчеркнул, что этот вопрос должен решиться в ближайшее время.
“Анбандлинг в” Нафтогазе “нужен, мы, безусловно, его сделаем, модель обсуждается. Мы нашли интересное решение, которое предварительно согласовали с международными партнерами. Вопрос анбандлингу, его модели и сроков должно решиться в ближайшие недели”, – сказал он. Подробностей Гончарук решил не раскрывать.
Транзитный контракт
Через четыре месяца истекает срок действия контракта на транзит российского газа по территории Украины. Переговоры по этому вопросу продолжаются несколько лет, однако прийти к согласию стороны пока не могут.
Для Украины остановка транзитного потока означает потерю 3 млрд. долл. годового дохода, а это около 3% ВВП. То есть страна за год может потерять все экономический рост 2018 г.
Россия стремится полностью отказаться от услуг украинского транзита. Для этого она строит газопроводы в обход Украины: “Северный поток-2” и “Турецкий поток”. Введение их в эксплуатацию позволит российскому монополисту поставлять те же объемы газа в Европу, что и сейчас, не используя украинские газопроводы.
Сейчас “Газпром” столкнулся с определенными трудностями по построению “Северного потока-2”. Как все сложится в будущем, прогнозировать трудно. Последние расчеты “Нафтогаза” показали, что российская сторона имеет техническую возможность в 2020 году не использовать украинский транзит, даже если не будет построен “Северный поток-2”.
Переговоры по новому контракту проводятся в трехстороннем формате. В них принимают участие Украина, Россия и Еврокомиссия. Российская власть хочет заключить с Киевом краткосрочное соглашение, чтобы выиграть время, необходимое для завершения строительства упомянутых газопроводов.
Украина настаивает на десятилетней сделке на основе европейского законодательства. Минимальный объем транзита должен составлять 60 млрд. куб. м газа и еще 30 млрд. куб. м – дополнительная опция, которая бронируется на случай роста спроса на европейском рынке.
Следующие трехсторонние переговоры запланированы на сентябрь. К тому времени будущее транзита газа в ЕС неопределенное. Что будет после сентябрьской встречи – ключевой вопрос.
По словам Гончарука, сейчас идет подготовка к трехсторонним переговорам и формирования позиции украинской стороны, поэтому от конкретики по этому поводу он отказался, заявив, что Украина планирует добиться долгосрочного контракта.
Президент Центра глобалистики “Стратегия ХХ” Михаил Гончар считает, что новая власть в трехсторонних переговорах должна отстаивать позиции предыдущего правительства.
Он прогнозирует, что до конца 2019 г. подписать новый контракт не удастся. “С 1 января будет прекращен транзит. “Газпром” над этим системно работает и не скрывает этого”, – говорит эксперт.
“Для нас выход очевиден, и “Нафтогаз” это делает: максимизирует запасы газа в хранилищах, чтобы пройти зимний период без импорта. После прохождения зимнего сезона позиция “Газпрома” изменится”, – уверен Гончар.
“За три месяца зимы они не выведут “Северный поток-2” и “Турецкий поток” на проектную мощность, им понадобится еще несколько лет. Тогда уже будем говорить с других переговорных позиций. Транзитный контракт нельзя подписывать любой ценой. Тем больше – на условиях “Газпрома”, – подытожил Гончар.
Облгазы и газсбыты
“Их надо вжарить по первое число, потому что монополисты уже сели на голову и спустили ноги”, – заявлял в начале 2019 г. Гройсман, анонсируя “глобальную проверку” облгазов. Как известно, их контролирует группа РГК, управляющая газовым бизнесом Дмитрия Фирташа.
Причина таких резких высказываний кроется в начислении облгазами дополнительных платежей за потребленный населением газ. Об этом в начале 2019 г. не раз сообщал “Нафтогаз”, обвиняя облгазы в монополизме. РГК отвечала зеркально: по ее мнению, признаки доминирования в действиях “Нафтогаза”.
По информации НАК, в конце 2018 г. во многих регионах в квитанциях за газ начали появляться доначисления за предыдущие годы со значительными суммами. В “Нафтогазе” обвинили облгазы и газсбыты в том, что они обманывают потребителей, чтобы сохранить свою монополию на рынке поставок газа населению.
“Эти злоупотребления, направленные на недопущение перехода населения к другим поставщикам газа и фактическое закрепощение потребителей по конкретным газсбытам”, – говорилось в заявлении компании. При этом среди новых возможных поставщиков газа населению “Нафтогаз” пока видит только себя.
В “Нафтогазе” заявляют, что необоснованные начисления могут создать проблемы с субсидиями в новом отопительном сезоне.
“Система построена так, что субсидия назначается в случае отсутствия задолженности за ЖКУ за определенный период. Например, газсбыты насчитывают дополнительные объемы, с которыми потребители не согласны и их оспаривают. Хотя в постановлении правительства прописано, что эти долги не учитываются при назначении субсидий, сам механизм достаточно нечеткий “, – заявлял Хабатюк.
По его словам, в будущем это может стать неприятным сюрпризом. “Это то, чем должно заниматься правительство. К сожалению, ситуация, которая сложилась вокруг облгазов и газсбытов, показывает, что действия правительства и регулятора неэффективны в отношении влияния на их деятельность”, – подытожил он.
Конфликт между “Нафтогазом” и облгазами продолжается много лет. Экс-премьер Гройсман, несмотря на прохладные отношения с Коболевым, в этом вопросе всегда был на стороне государственной компании. Новый глава правительства свою позицию по этому вопросу публично еще не высказывал. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)