Французский промышленный гигант Air Liquide объявил о планах производства жидкого водорода на основе возобновляемых технологий. Новый завод, который будет расположен недалеко от Лас-Вегаса, сможет производить до 30 т продукции в сутки.
Большая часть этого объема будет поставляться в Калифорнию, где к 2025 г. планируется пустить 200 водородных заправочных станций. Такой подарок компания сделала США в Национальный день водорода и топливных элементов, малоизвестный праздник, который отмечается в начале октября.
Инвесторы и политики стали все чаще обращать внимание на “зеленый” водород.
“Похоже, в сфере “зеленого” водорода наступает переломный момент”, – отметил Бен Галлахер, эксперт по углеродным и инновационным технологиям в Wood Mackenzie Power & Renewables. -“Перемены определенно уже витают в воздухе”.
Хотя производство “зеленого” водорода все еще находится в зачаточном состоянии, эти 10 стран уже начали развивать данное направление, чтобы быть на передовой прогресса в сфере, которая может стать основным источником энергии в будущем.
Австралия
На сегодня доля Австралии на рынке “зеленого” водорода ничтожно мала. Однако страна активизировала свою деятельность на этом поприще, поскольку водородные технологии являются для нее эффективным способом заменить экспортное ископаемое топливо экологически чистой альтернативой, созданной с использованием возобновляемых источников энергии, которыми так богат южный континент.
К примеру, в этом месяце компания Siemens присоединилась к совместному проекту по разработке 5-гигаваттной комбинированной системы, которая объединяет солнечную и ветровую установки и направлена на производство возобновляемого водорода.
Вероятные покупатели австралийского “зеленого” водорода включают Японию и Южную Корею.
“Как правило, мы выбираем страны, которые импортируют энергию и заинтересованы в топливе с низким уровнем выбросов”, – рассказал Пол Грэм, главный экономист Государственного объединения научных и прикладных исследований.
Канада
Канада видит огромный потенциал в будущем рынке “зеленого” водорода. Свою роль в этой сфере страна определяет не только в качестве производителя газа, основанного на богатых возобновляемых ресурсах, но и в качестве ведущего экспортера водородных топливных элементов. Министерство природных ресурсов Канады изложило эти перспективы в своем программном документе, опубликованном в этом месяце.
“Благодаря сотрудничеству и инвестициям государственного и частного секторов, которые активизировались в последние десятилетия, канадская отрасль по производству водорода и топливных элементов, куда входят мировые лидеры в этом сфере, такие как Ballard Power Systems и Hydrogenics, имеет огромный успех на экспортных рынках”, – говорится в сообщении министерства.
В прошлом году о Ballard Power Systems заговорили многие издания, после того как китайский конгломерат Weichai Power инвестировал в нее 163 млн. долл., выкупив 19,9% акций.
Китай
Пекин рассматривает “зеленый” водород и электромобили как потенциальные методы декарбонизации транспортного сектора, отметил господин Галлахер. Цели страны предусматривают внедрение 5 тыс. автомобилей на топливных элементах к 2020 году и 1 млн. – к 2030 году. На водородные транспортные средства уже сейчас распространяются налоговые льготы.
Ухань, столица центрально-китайской провинции Хубэй, к 2025 г. будет представлять собой водородный город с 100 заправочными станциями для примерно 5 тыс. автомобилей на топливных элементах.
“Вдобавок, планируется, что в этом регионе будет находиться около 100 предприятий, которые будут производить компоненты для топливных элементов или других составных для водородной экономики”, – отметил эксперт.
Франция
Год назад во Франции “зеленый” водород был у всех на устах. В июне 2018 г. тогдашний министр экологии, устойчивого развития, транспорта и жилищного строительства, Николя Юло, пообещал сделать страну мировым лидером в области водорода, представив инвестиционный план развития этой технологии в размере 100 млн. евро (117 млн. долл.).
Кроме того, компания Hydrogene de France (HDF) объявила об инвестициях в размере 90 млн. евро в водородный объект во Французской Гвиане. Однако с тех пор Юло успел подать в отставку, а о проекте HDF ничего не слышно. Но это не означает, что интерес Франции к “зеленому” водороду ослаб.
В сентябре вышел на маршрут первый в стране водородный пассажирский автобус, а в этом месяце регион Овернь-Рона-Альпы выделил 200 млн. евро на покупку 1 тыс. водородных транспортных средств и 15 электролизеров, и это всего лишь два примера недавней активности.
Германия
Германия видит, что водород можно использовать для “различных целей, включая транспортный сектор и декарбонизацию промышленности”, – отметил Мартин Хаблутцель, руководитель отдела стратегического планирования австралийского подразделения Siemens.
Страна, которая сейчас занимает ведущую позицию в области разработки водородных технологий, решительно настроена выйти в лидеры гонки. Летом были представлены планы по запуску 20 исследовательских лабораторий с общим бюджетом в 100 млн. евро (110 млн. долл.).
“На данный момент водород является одним из самых обсуждаемых вопросов в контексте трансформации энергетической системы страны”, – отметила Инга Пош, управляющий директор FNB Gas, федерации операторов газовых сетей Германии.
Япония
Япония, возможно, является самым передовым рынком “зеленого” водорода во всем мире. По словам господина Хаблутцеля это в особенности проявляется “в отношении импорта этого ресурса для различных применений внутри страны, например, в транспортном секторе”.
Япония лидирует в области разработки автомобилей на водородных топливных элементах благодаря усилиям таких автопроизводителей, как Toyota и Honda.
Вместе с тем, японские политики активно продвигают “зеленый” водород в качестве альтернативы сжиженному природному газу, который страна импортирует в значительно больших объемах, чем любое другое государство. В прошлом месяце было объявлено о глобальном плане действий по созданию в Японии 10 тыс. заправочных станций в течение следующего десятилетия.
Норвегия
Норвегия обладает огромным потенциалом для получения водорода с помощью гидроэнергетических мощностей и вдобавок является пионером в сфере использовании топливных элементов на паромах.
Ранее в этом году страна также имела сомнительную честь стать первым в мире государством, где произошла авария на водородной заправочной станции. Компания Nel Hydrogen, оператор сети заправок, незамедлительно приступила к расследованию, чтобы выявить первопричины инцидента, в результате которого пострадали два человека.
Микела Бортолотти, менеджер по коммуникациям в отраслевом органе Hydrogen Europe, сказала, что это происшествие не должно стать препятствием для коммерциализации водородных технологий.
“Во многих случаях водород безопаснее, чем то топливо, которое мы используем для заправки наших автомобилей в настоящее время”, – заявила она.
Южная Корея
Инцидент на норвежской заправочной станции – не единственная неудача в области безопасности, которая поразила зарождающуюся промышленность в этом году. В мае на правительственном исследовательском объекте в Канныне, Южная Корея, взорвался резервуар для хранения водорода, в результате чего погибли два человека, а еще шесть получили ранения.
Взрыв вызвал озабоченность по поводу амбициозных планов властей, которые предусматривают, что к 2030 году на дорогах страны должно быть 850 тыс. автомобилей на топливных элементах, по сравнению с 3 тыс. в настоящее время.
Правительство также планирует выделить 1,8 млрд. долл. в виде субсидий на транспортные средства, а также дотаций на строительство заправочных станций, хотя согласно данным агентства Reuters, опубликованным в прошлом месяце, эти станции пока что не приносят прибыли.
Великобритания
Великобритания хоть и изолирована от своих торговых партнеров в Европе, но располагает одним из лучших в мире рынков оффшорной ветроэнергетики, что позволяет ей всерьез рассматривать возобновляемый водород в качестве способа сокращения импорта газа, а также декарбонизации отопительного сектора.
В прошлом месяце правительство Великобритании обнародовало план по запуску в начале 2030-х годов 4 ГВт морских ветровых мощностей для производства “зеленого” водорода. Бюджет данной инициативы составляет 12 млрд. фунтов стерлингов (15 млрд. долл.).
Между тем, британские предприятия, работающие в сфере водородных технологий, уже начали привлекать международное внимание. Так, в этом месяце химический гигант Linde приобрел за 38 млн. фунтов (46 млн. долл.) 20-процентную долю акций британской компании ITM Power.
США
В то время как США в целом едва ли заслуживает упоминания в этом списке, один из штатов, а именно Калифорния претендует на звание ведущего мирового рынка в сфере развития “зеленого” водорода.
Интерес Калифорнии к водороду обусловлен отчасти жесткими задачами по декарбонизации, включая поэтапный отказ от всех дизельных или работающих на природном газе автобусов к 2040 году, а отчасти тем, что здесь находятся штаб-квартиры ряда известных фирм-разработчиков данной технологий.
Самой влиятельной среди них является производитель топливных элементов из Кремниевой долины Bloom Energy, но даже этот “тяжеловес” все еще борется за достижение пока невиданного для подобного рода компаний результата – получения нормальной годовой прибыли. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)