В ближайшие годы установленная мощность ветроэлектростанций в Украине может вырасти в шесть раз. Уже строятся десятки новых ветропарков общей установленной мощностью 6,4 ГВт. Чем это грозит Украине?
Энергетический монополист ДТЭК Рината Ахметова планирует выпуск “зеленых” еврооблигаций для финансирования текущих и будущих проектов по производству электроэнергии возобновляемыми источниками.
Кроме финансирования проектов ВИЭ, “зеленые еврооблигации” будут играть для Ахметова защитную функцию на случай воплощения в реальность планов по снижению зеленых тарифов.
Так 10 октября президент Владимир Зеленский заявил о необходимости снижения зеленых тарифов. Параллельно в Раде рассматривается возможность закрепить за оператором системы передачи “Укрэнерго” право ограничивать выдачу электроэнергии от ВИЭ установленной мощностью от 150 МВт, если они превысили прогнозные объемы производства электроэнергии.
Это изменение в первую очередь ударит по холдингу ДТЭК, которому принадлежат крупнейшие солнечные и ветроэлектростанции в Украине.
По данным рейтингового агентства Fitch, на компанию ДТЭК ВИЭ приходилось 47% установленной мощности ВЭС и 10% СЭС. К концу 2019 ДТЭК увеличит свои мощности до 1 ГВт, а к концу 2022 планирует увеличить их в два раза – до 1,9 ГВт.
То есть, владельцы “зеленых” еврооблигаций ДТЭК, в случае снижения зеленых тарифов, могут включить международное лобби, чтобы убедить Украину не делать этого.
В Европе на зеленом тарифе зарабатывают местные общины и кооперативы. В Украине – олигархи, политики и иностранные спекулянты.
Их привлекают высокие в Европе “зеленые тарифы”: по данным агентства Fitch, тарифы на энергию, производимую ветряными электростанциями, составляют 0,102 евро за 1 кВт-ч, на энергию солнечных станций – 0,15 евро за 1 кВт-ч при тарифах на рынке традиционных источников 0,046-0,048 евро за 1 кВт-ч.
Разница в тарифах приводит к перекосу в балансе распределения денег за произведенную электроэнергию между производителями.
По данным НКРЕКП, в первом квартале 2019 года, возобновляемыми источниками электроэнергии в Украине было произведено всего 1,9% электроэнергии. В то же время владельцы ВИЭ получили 8,6% денег, от всего объема средств, которые получила генерация.
Механизм стимуляции развития альтернативных источников энергии через сверхвысокие тарифы превратился в банальное вытягивание с рынка млрд. грн. и получения сверхприбылей.
И с каждым вводом в эксплуатацию новых мощностей рынке приходится платить все больше на компенсацию зеленых тарифов.
Механизм компенсации зеленых тарифов
К июлю 2019 года, когда в Украине действовал регулируемый рынок электроэнергии, компенсация зеленых тарифов производителям электроэнергии из возобновляемых источников энергии осуществлялась за счет тарифов для бизнеса.
С июля, когда Украина перешла на относительно свободный рынок электроэнергии, модель компенсации “зеленым” изменилась. Зеленый тариф был заложен в тарифы на передачу электроэнергии системным оператором магистральных электросетей – НЭК “Укрэнерго”.
Фактически все потребители начали платить зеленые тарифы. Как сообщал БизнесЦензор, в июле-августе 2019 г. каждый потребитель – и население, и промышленность – платил 22,6 коп. в каждом киловатт-часе (кВт-ч) на компенсацию зеленого тарифа.
В августе, после акций протестов рабочих ферросплавных заводов Игоря Коломойского, которые являются крупнейшими потребителями электроэнергии, схему компенсации зеленых тарифов изменили. Их перевели на государственные генерирующие компании НАЭК “Энергоатом” (оператор АЭС) и “Укргидроэнерго” (оператор ГЭС и ГАЭС).
Так 90% электроэнергии “Энергоатома” и 35% электроэнергии “Укргидроэнерго” продаются по заниженным фиксированным ценам ГП “Гарантированный покупатель”.
ГП, в свою очередь, по еще более низким ценам продает часть электроэнергию поставщикам универсальных услуг для обеспечения населения.
Вторая часть электроэнергии идет на технологические затраты облэнерго. А все что остается, продается на рыночных сегментах по рыночным ценам, чтобы компенсировать убытки от поставок электроэнергии населению и компенсации зеленых тарифов.
Фактически производители электроэнергии из ВИЭ получают сверхприбыли за счет государственных “Энергоатома” и “Укргидроэнерго”.
С июля “Гарантированный покупатель” выплатил восстановительной генерации 10300000000 грн. В целом, в 2019 году на выплаты по зеленому тарифу будет направлено 26-27 млрд. грн.
Давление на рынок электроэнергии со стороны “зеленых” в ближайшие годы возрастет в несколько раз.
Из перечня заявок на прохождение процедуры воздействия на окружающую среду в Министерстве энергетики и защиты окружающей среды выходит, что в ближайшие годы установленная мощность только ветроэлектростанций возрастет на 650%.
В распоряжении БизнесЦензор оказался перечень будущих проектов по сооружению в Украине новых ветроэлектростанций (ВЭС) общей мощностью 6,4 тыс. МВт.
Анализ рынка
Самым популярным видом генерации электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) являются солнечные электростанции (СЭС), поскольку имеют высокий зеленый тариф.
Согласно данным Нициональнои комиссии, осуществляющей регулирование энергетики (НКРЭКУ), в 2019 г. их общая мощность достигла 3,25 тыс. МВт, из них 1,85 тыс. МВт – была введена в 2019 г.
Следующая по популярности зеленая генерация – ветровые электростанции. На сентябрь 2019 их общая мощность составила 860 МВт. Только в 2019 году введено 326 МВт новой мощности ВЭС.
Ветроэлектростанции в январе-сентябре 2019 г. произвели более 1 млрд. кВт-ч электроэнергии. Это на 300 млн. кВт-ч больше объема потребленной электроэнергии всеми строительными компаниями Украины за тот же период.
Средний “зеленый тариф” для ветро-электростанций в Украине – на уровне 3 грн./кВт-ч. Соответственно этот вид генерации получил с рынка в январе-сентябре около 3 млрд. грн.
В ближайшие годы установленная мощность ветро-электростанций в Украине может вырасти в шесть раз. Сейчас готовятся к строительству или уже строится, десятки новых ветропарков. Их общая установленная мощность составит 6,4 тыс. МВт.
Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) для ВЭС в Украине составляет примерно 30%. То есть ВЭС может производить не более 30% электроэнергии от установленной мощности. Это связано с тем, что производство электроэнергии из ВИЭ привязаны к погодным условиям.
Соответственно, после введения в эксплуатацию всех запланированных 6,4 ГВт мощностей ВЭС, в год за зелеными тарифами (3 грн. / кВт-ч) владельцам этих станций придется выплатить примерно 50 млрд. грн., или $ 2 млрд.
Кто строит ветроэлектростанции
Наибольший ветропарк в Украине планирует построить малоизвестное ООО “Винд Фарм” в Никольском и Мангушский районах Донецкой области. Эти районы находятся неподалеку от Мариуполя.
Заявленная установленная мощность будущей электростанции – 800 МВт.
ООО “Винд Фарм” принадлежит неизвестному лицу Жанне Нужненко. Миноритарным владельцем (6% в капитале) и директором проекта является Юрий Жабский. Это бывший руководитель ООО “Винд Пауэр” и ООО “Приморская электростанция”, которые принадлежат Ринату Ахметову.
ООО “Винд Фарм” была создана летом 2019 года. В одном из своих интервью директор компании Юрий Жабский сообщил, что отношение к строительству Новоазовского, Ботиивськои и Приморской ВЭС, которые входят в ДТЭК Рината Ахметова.
Компания ДТЭК Рината Ахметова реализует два проекта по строительству ВЭС общей мощностью 765 МВт. Так, к 2020 году будет завершено строительство Орловского ВЭС на 100 МВт. Второй проект ДТЭК – самый масштабный. Речь идет о строительстве “ДТЭК Тилигульский ВЭС” на 565 МВт. Площадка строительства находится в Николаевской области на берегу Тилигульского лимана.
1 ноября компания ввела в эксплуатацию вторую очередь Приморской ВЭС общей мощностью 200 МВт. Кроме того, ДТЭК принадлежит Ботиевскую ВЭС на 200 МВт.
После ввода в эксплуатацию всех объектов, ДТЭК станет крупнейшим владельцем ВЭС в Украине общей мощностью 1 ГВт.
Кроме ВЭС, ДТЭК эксплуатирует Никопольскую СЭС на 200 МВт и недавно ввела в эксплуатацию крупнейшую СЭС в Украине – Покровскую СЭС мощностью 240 МВт.
В первой половине 2019 производство зеленой энергии объектами ДТЭК составило 23% от общего производства энергии из ВИЭ.
Третий масштабный проект – ветроэлектростанция на 750 МВт в Запорожской области. Ее строит ООО “Азовпроменерго”. ВЭС будет строиться в Якимовски районе двумя очередями – “Зофия II” и “Зофия III”.
ООО “Азовпроменерго” принадлежит шведской компании “Ист Реньюебл Зофия Эйби”. Эта компания реализует еще один проект из ООО “Азовинвестпром” – ВЭС на 43 ВМТ в Якимовски районе.
По данным “Энергореформы”, в феврале 2019 г. стало известно, что 82% капитала “Азовинвестпрома” приобрела норвежская NBT .
На строительство ветроэлектростанции привлекут 500000000 евро от экспортно-импортного банка Китая, Industrial Commercial Bank of China и China Construction Bank. Еще 250000000 евро планируют привлечь в других кредиторов, пишет Интерфакс-Украина.
В прошлом году NBT купила ООО “Сивашэнергопром”, которая оперирует ветропарка на 3 МВт. Тогда же компания заявила о реализации строительства ВЭС мощностью 250 МВт за $ 375 млн. в Херсонской области, вдоль озера Сиваш.
ВЭС в Херсонской и Запорожской областях NBT реализует совместно с французской энергетической компанией Total-Eren – дочерью Total.
Следующий проект в альтернативной ветроэнергетике реализует ООО “Виндкрафт Каланчак”, которая принадлежит шведскому бизнесмену Йохан Боден – бывшему совладельцу ТМ “Чумак”.
Компания строит “Чаплинский ВЭС” и Каланчакской ВЭС (по 300 МВт каждая). Вместе с женой Йохан Боден основали фирму “Агро-Фокус” – крупного производителя спаржи в Украине.
ООО “Виндкрафт Каланчак” имеет схожее название с компанией “Виндкрафт Украина” другого основателя ТМ “Чумак” – Карла Стурена. Его ВЭС общей мощностью 170 МВт – пока крупнейшие производители энергии из ветра после Ахметова.
Крупный ветропарк на 520 МВт строит в Житомирской области ООО “Винд Солар Энерджи”. Ветропарк будет состоять из 10 ВЭС в Овручскому, Коростенском, Емильчинском и Черняховском районах. Девелоперами ВЭС выступает одиннадцать одноименных ООО, разница только в цифрах, которые стоят в конце названий компаний.
Конечным бенефециаром выступает неизвестный Теслюк Вера Владимировна, которая прописана в Киеве на Софийской Борщаговке.
ООО “Южно-Украинская ветроэлектростанция” в Николаевской области планирует построить ВЭС на 300 МВт. ООО принадлежит трем иностранцам: Людмиле Торнбери (Великобритания), Дэвиду Джону Льюису и Брониславе Дульнев (оба США).
Еще два крупных ветропарка, которые сейчас строятся, принадлежат ООО с общим владельцем – закрытого недиверсифицированного венчурного корпоративным инвестиционным фондом “Гринвиль”. Так ООО “Яворов Энерго” строит две ВЭС в Яворовском районе Львовской области на 200 МВт.
Второе ООО “Винд Пауэр Джи Эс Ай” строит также две ВЭС на 200 МВт в Волынском районе Волынской области. Владельцы ЗНВКИФ “Гринвиль” неизвестны.
Компании нардепа Максима Ефимова, который является владельцем крупного краматорского предприятия “Энергомашспецсталь” и “Донбассэнерго”, строят три ВЭС.
Компания ООО “Атомвинд-Краматорск” строит в Краматорске ВЭС на 120 МВт. ООО “Ветряной парк Причерноморский”, которое записано на мать депутата, строит ВЭС на 60 МВт.
Кроме того, у депутата есть доля в ООО “Ветряной парк Благодатный” – управляет ВЭС Очаковская и строит ВЭС “Ольвия”.
Вместе с семьей бывшего губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка, Ефимов стал основателем группы компаний “Ветряные парки Украины” (ВПУ), которая строила ВЭС на юго-востоке страны.
В большинстве проектов ВПУ основным партнером Ефимова является Эдуард Мкртчан – сын Олега Мкртчана, соучредителя “Индустриального союза Донбасса” (ИСД), который был осужден в РФ на 9 лет за растрату средств российского “Внешэкономбанка” (ВЭБ), который был кредитором ИСД.
Ефимов и Мкртчан-младший – единственные в рынке генерации, кто производит оборудование для ВИЭ. Им принадлежит компания “Fuhrlander Виндтехнолоджи” в Краматорске, которая производит комплектующие для ВЭС.
Эдуард Мкртчан является учредителем ЗАО “Ветряной парк Очаковский” и ООО “Ветряной парк Южный”. Компании является девелоперами ВЭС “Ольвия”. (Юрий Винничук, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)