Власть сначала пишет программы по увеличению добычи газа, привлекает инвесторов, а затем предлагает поменять правила игры.
Смена курса?
Еще несколько лет назад одной из инициатив правительства было увеличение добычи Украиной газа до уровня его потребления. В 2016 г. была принята программа по увеличению добычи газа “20/20”, она предусматривала, что крупнейшая газодобывающая компания “Укргаздобыча” к 2020 г. увеличит добычу до уровня 20 млрд. куб. м. Однако программа дала сбой, и по итогам 2018 г. госкомпания получила на 1 млрд. куб. м газа меньше запланированного на тот период. Были скорректированы и планы на 2019 г. – вместо 18,3 млрд. куб. м была взята отметка в 15,7 млрд. куб. м. Свою лепту в энергонезависимость следовало внести и частным компаниям – по итогам 2018 г. они должны были увеличить добычу газа до 6 млрд. куб. м, но сумели выдать только 4,4 млрд.
Между тем для достижения газовой независимости у Украины есть все шансы. Наша страна обладает огромным потенциалом, например, по объемам добычи мы сейчас находится на 21-м месте в Европе, тогда как по запасам газа – на втором.
Однако, несмотря на задержку выполнения программы “20/20”, появляются все новые препоны, которые могут отодвинуть достижение энергонезависимости на более отдаленную перспективу.
А начиналось все хорошо. После принятия программы “Укргаздобыча” существенно увеличила инвестиции в бурение – из 40 млрд. грн. в 2016-2018 гг. непосредственно на эти цели было направлено 23,1 млрд. грн. капинвестиций. Госкомпания стала активно привлекать зарубежных игроков к проведению буровых работ и интенсификации добычи.
Например, в конце октября 2016 г. “Укргаздобыча” объявила тендер по привлечению внешних подрядчиков на бурение 90 скважин в Харьковской и Полтавской областях, ожидаемая стоимость работ составляла 13 млрд. грн. (с НДС). А уже в декабре того года госкомпания объявила еще один тендер – уже на бурение 42 скважин общей ожидаемой стоимостью 6,3 млрд. грн.
В результате “Укргаздобыча” заключила контракты на бурение десятков скважин с хорватской Crosco Integrated Drilling&Well Services Ltd, а также китайскими Xinjiang Beiken Energy Engineering (XBEE) и Zhongman Petroleum and Natural Gas Group (ZPNGG). Среди партнеров “Укргаздобычи” появились “Белоруснефть” и румынский Tacrom, которые выиграли тендеры на проведение работ по гидроразрыву пласта. В Украину также пришли мировые поставщики технологий для нефтедобычи Schlumberge (Франция, США), Halliburton (США) и Baker Huges (США).
Эксперты отмечали, что привлечение иностранных сервисных компаний к выполнению буровых работ для украинских компаний даст толчок развитию отрасли, ведь это не только повысит конкуренцию на рынке, но и позволит украинским буровикам перенять опыт зарубежных компаний. Кроме того, иностранные компании стали нанимать украинский персонал, платить ему конкурентную белую зарплату. Например, в августе 2018 г. “Шлюмберже Сервисез Украина” начала набор специалистов для своего украинского подразделения.
Иностранные компании поначалу готовы были работать даже с нулевой прибылью – с расчетом на прибыли в перспективе.
Кроме того, “Укргаздобыча” стала сама закупать буровые станки. В частности, в августе 2017 г. на тендере были определены поставщики 12 буровых станков – китайские компании Sichuan Honghua Petroleum Equipment (10 станков за $123,85 млн. и Shandong Kerui Petroleum Equipment (два станка за $18,49 млн.). Также в декабре 2017 г. “Укргаздобыча” заключила еще один контракт на $110 млн. с немецкой компанией Bentec GmbH Drilling&Oilfield Systems на поставку пяти буровых станков.
Но в июле этого года руководитель газового дивизиона “Нафтогаза України” Андрей Фаворов объявил о новой стратегии в области добычи газа. Теперь цель – не кубометры, а снижение рисков при бурении новых месторождений и увеличение вероятности успешного бурения. На практике это означает, что договоренности о бурении новых скважин, заключенные с иностранными компаниями, поставлены под угрозу. По неофициальной информации, “Укргаздобыча” уже начала замораживать проекты, а иностранные компании, которые завезли в Украину буровые станки, стали подумывать об уходе из страны или о переориентации на частных газодобытчиков.
Причина смены курса – изменение ценовой ситуации на рынке газа. На момент презентации Фаворовым новой стратегии цена газа снизилась на 53% от максимального уровня, а с начала 2019 г. – на 40%.
Однако колебание курса крупнейшей газодобывающей компании страны, обеспечивающей сегодня три четверти добычи газа, может пагубно сказаться на перспективе. Ведь цены на газ в будущем могут вырасти, тогда как снижение объемов бурения может привести к существенному сокращению добычи газа уже в следующем году.
Государственная “поддержка”
Еще в начале 2017 г. на то время исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах в своем блоге сетовал на то, что у нас “самая сложная и наименее привлекательная фискальная система, которая является абсолютно непонятной для инвестора, особенно иностранного, и оставляет много возможностей для использования непрозрачных двойных стандартов”.
На тот момент он отстаивал принятие так называемой стимулирующей рентной ставки на добычу газа из новых скважин, которая должна была, наконец, привлечь инвесторов. С 2018 г. Верховная Рада все же пошла на это, установив ренту в 6 и 12% для новых скважин на пять лет – и частная добыча стала расти. Однако уже 30 августа в парламенте был зарегистрирован законопроект №1210, которым, в частности, отменялись послабления.
И хотя этот документ после протестов в обществе власти решили отправить на переработку, нужно понимать, что само стремление государства поменять правила во время игры может свести на нет все стимулы для бурения новых скважин в Украине, поставив под вопрос выполнение сервисных контрактов и сотрудничество “Укргаздобычи” с инвесторами, которые в Украине вложились в развитие газодобычи. (Сергей Танин, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)