Американские законодатели из нижней палаты дали добро на введение санкций в отношении компаний, предоставляющих суда для строительства российского трубопровода.
Палата представителей Конгресса США утвердила проект оборонного бюджета на 2020 г., в котором предусмотрена среди прочего военная помощь Украине в размере $300 млн. Соответствующий законопроект H.R.2500 (National Defense Authorization Act) поддержали 337 из 435 законодателей нижней палаты. 48 конгрессменов проголосовали против: шесть республиканцев, один независимый, но большинство – демократы (41), среди них, к примеру, Тулси Габбард, которую не так давно Хиллари Клинтон, по сути, отнесла к кремлевским “консервам”.
В проект включено множество интереснейших пунктов, касающихся американской политики в отношении и Украины, и Европы, и Турции, и Саудовской Аравии, и, конечно же, России. В частности, конгрессмены одобрили введение санкций в отношении компаний, причастных к строительству “Северного потока-2”, который, по последним данным, завершен уже на 90%, а также “Турецкого потока”.
Соответствующие пункты №№7501-7503 включены в бюджет как закон о защите энергетической безопасности Европы (Law for the Protection of Europe’s Energy Security). В тексте NDAA-2020 они не указываются, но в докладе по бюджету, опубликованном на сайте Палаты представителей в формате docs, они есть. Пусть и не расписаны подробно. Однако известно, что автором законопроекта о санкциях в отношении трубопроводов S.1441 является сенатор-республиканец Тед Круз и его коллега из Демпартии Джин Шахин. То есть документ имеет двухпартийную поддержку.
Круз предложил, а члены нижней палаты Конгресса одобрили в рамках NDAA, ввести санкции в отношении судов, занятых в прокладке труб на глубинах от 100 футов (30,48 м) ниже уровня моря, а также иностранных лиц, компаний, их руководства и акционеров с контрольным пакетом акций, которые сознательно продавали, сдавали в аренду или предоставляли суда для строительства СП-2 и “Турецкого потока”; либо же способствовали заключению таких сделок фактически обходным путем – вводящим в заблуждение. То есть использовали различные схемы, вероятно, включающие фирмы-прокладки или кластеры таких фирм. Учитывая, что Россия не располагает судами-трубоукладчиками для такой глубины и таких труб, очевидно, что нижняя палата нанесла удар по европейским компаниям, участвующим в проектах. И, помимо немецких фирм, санкции затронут также швейцарскую Allseas, которая как раз и занимается прокладкой труб и кабелей под водой.
Что важно, сыграть в, грубо говоря, переименование участникам строительства не удастся, поскольку в законопроекте Круза прописано, что санкции распространяются и на проекты-“правопреемники”.
Кто будет определять, кого казнить, кого помиловать? Согласно закону список судов и компаний, их предоставивших для строительства трубопроводов, в 60-дневный срок должен представить комитету Сената по международным отношениям и комитету Палаты представителей по иностранным делам госсекретарь после консультаций с министром финансов. И затем каждые 90 дней глава Госдепартамента должен рапортовать в комитетах о возможных изменениях за прошедшие три месяца.
Пакет санкций в отношении фигурантов списка весьма обстоятельный. Речь о выдаче американских виз и их аннулировании, о заморозке активов на территории США, о предоставлении услуг страхования для судов, об экспортных лицензиях, о кредитах в американских финучреждениях, о посредничестве при покупке ценных бумаг США, о покупке Штатами продукции компаний из черного списка, об операциях с валютой и банковских операциях в целом, об инвестициях и т. д. Исключения касаются случаев ремонта или техобслуживания судов в ситуациях угрозы нанесения ущерба окружающей среде. Кроме того, санкции не введут, если компания (на что ей дается 30 дней) начнет сворачивать свое участие в сделках.
Реакция европейцев
На голосование в Конгрессе оперативно отреагировал “адвокат” трубопровода “Северный поток-2” – Германия. В частности, канцлера ФРГ Ангелу Меркель представитель прокремлевской “Альтернативы для Германии” Штеффен Котре уже обвинил в капитуляции и неспособности защитить интересы страны от посягательств США. А глава Германо-российской промышленной палаты (АНК) Матиас Шепп в Москве заявил, что Европа должна отреагировать зеркально на намерение Штатов ввести санкции в отношении европейских компаний. Шепп очень переживает, что решение американской стороны поставит под угрозу энергетическую безопасность Европы и возможность получать наряду со сжиженным газом из США дешевые российские энергоносители. Забавное утверждение, конечно, учитывая, что Берлин добровольно отказывается от диверсификации поставок газа и выбирает зависимость от одного поставщика – России, которая известна своим умением использовать энергоресурсы для оказания политического давления.
Закон явно принят к визиту министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Вашингтон. Но в большей степени на данном этапе все же пострадают европейские компании. Хотя не исключено, что их убытки станут камушком в ботинке Москвы, если та не сделает вид, что не замечает проблем европейских “друзей”. С учетом вышеприведенных категорий санкций, СП-2 очень дорого обойдется компаниям из ЕС, которые ко всему заключили контракты с США, в том числе на работы в Мексиканском заливе. Соответственно, им, то есть участникам проекта либо придется выбирать между контрактами с США и России, либо же готовиться к огромному ущербу как от отсрочки в строительстве, так и от его полной остановки.
Поэтому обиженные Вашингтоном европейцы вполне могут обратиться к Москве за компенсацией в виде, например, существенных скидок на газ.
Проблема для России и в том, что она с трудом держит даже внутренние цены на газ. За последние пять лет они выросли на 20%, при этом инфляция – на 57%, а налог на добычу для компании вырос на 60%. При этом цены на логистику не повышались в течение четырех лет. Россия стоит на пороге значительного подорожания газа “для себя”, а значит, и для партнеров, в том числе и по ЕАЭС. Все идет к тому, что в газовой сфере грядет свой налоговый маневр, с выравниванием цены до уровня мировых рынков, но с некоторой преференцией “для своих” – однако даже с ее учетом цена будет выше нынешней для Беларуси.
При этом Минск в 2018 г. покупал российский газ по $129, в 2019 г. – по $127 за тыс. куб. м. Правительство РФ планировало для Беларуси стоимость газа на 2018-2021 гг. – $132,2 за тыс. куб. м, c последующим плавным снижением в 2024 г. до $122,2. Но Лукашенко продолжает требовать и ожидать от Кремля двукратного снижения цены “как в Смоленской области”. И, кстати, Лукашенко уже останавливал транзит российского газа через белорусскую ГТС.
Причем в случае негативного исхода переговоров между “Нафтогазом” и “Газпромом” Беларусь может оказаться единственной газопроводной “ниткой” из России в Восточной Европе. При этом в Минске недовольны еще и тем, что принадлежащий “Газпрому” “Белтрансгаз”, невзирая на заклинания белорусских чиновников, продолжает выводить прибыль, отказываясь ее инвестировать в стране.
В общем, как минимум до 20 декабря (дата следующей встречи Путина и Лукашенко) Беларусь будет оставаться “зоной риска” для газового транзита. Тем боле, что у ЕС куда меньше рычагов для давления на Минск, чем на Киев.
Таким образом, с учетом отсутствия договора о транзита с Украиной и риска перекрытия требующим двукратного снижения цены на газ Минском трубопровода “Ямал-Европа”, кремлевские газовые проекты ожидает незавидная судьба, а, следовательно, и резкое снижение доходов от продажи энергоресурсов. К тому же решение нижней палаты Конгресса значительно усиливает переговорные позиции украинской стороны относительно транзита с 1 января 2020 г.
Лишь начало
Теперь оборонный бюджет на 2020 г. должна проголосовать верхняя палата Конгресса – Сенат, а затем завизировать – президент Дональд Трамп. Сенат собирается рассмотреть закон до конца этой недели. И, конечно, на 100% нельзя быть уверенными, что голосование пройдет гладко. Учитывая, что буквально накануне сенатор-республиканец из Айдахо Майк Крэпо заблокировал законопроект DETER, призванный ввести жесткие санкции в отношении страны (России, Китая, Ирана), которая вмешается в американские выборы. Свое решение он объяснил тем, что санкции за вмешательство России уже были введены в 2017 г., и вообще это “обоюдоострый меч”, а Трамп, наверное, среди всех президентов одобрил наибольшее количество антироссийских санкций.
С другой стороны, речь идет о комплексном и жизненно важном документе – оборонном бюджете страны. Да и президент США уже заявил, что готов его подписать, а Конгрессу не стоит медлить с рассмотрением. Так что шансы введения санкций в отношении участников строительства “Северного потока-2” и “Турецкого потока” очень велики.
Но самое примечательное, что санкции в отношении судовладельцев – далеко не все, на что сподобились в Конгрессе. Дело в том, что в последнем – четвертом – пункте законопроекта Круза-Шахин заложены предпосылки для дальнейшего ужесточения ограничительных мер. В частности, в тексте отмечается, что не позднее, чем через 180 дней после вступления закона в силу, и после каждый год в течение шести лет госсекретарь при содействии главы Минфина США должен передавать вышеупомянутым комитетам список всех компаний, банков, фондов и т. п., которые прямо или косвенно предоставляют услуги, товары, информацию или технологии для строительства или ремонта “Северного потока-2”. Данный пункт очень похож на трамплин для внесения и принятия закона о санкциях в отношении европейских, турецких, российских компаний, которые будут причастны к СП-2 хоть каким-либо образом. Так что для любителей российского газа в Европе все только начинается. (Владислав Гирман, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)