Украина и Россия договорились о транзите российского газа через отечественную ГТС. В чем национальные интересы? Комментирует Алексей Оржель, министр энергетики и защиты окружающей среды.

Быть украинским чиновником и договариваться о транзите газа всегда сложно. С каким бы решением ты не вернулся, будут те, для кого оно окажется “предательством”.

Не буду делать вид, что не замечаю “слона в комнате”. Через два дня после брифинга, который мы дали, вернувшись из Берлина и Минска, я уже видел заголовки о “минимальном транзите и отказе от 12 млрд.”.

Вырванные из контекста фразы меняют суть подписанного нами протокола. Итак, о чем мы на самом деле договорились и могли ли в сложившейся ситуации “договориться лучше”?

Немного победы в ленту

Мы договорились о двух важных вещах, согласие в отношении которых еще буквально в начале прошлой недели вовсе не была столь очевидным.

Первое. Газпром выплачивает Украине 2,9 млрд. долларов (пеня) по решению Стокгольмского арбитража.

Если вспомнить заявления российской стороны о том, что она не будет отдавать деньги согласно этому “политическому решению”, то фиксация в протоколе намерений это сделать – однозначный переговорный успех.

Второе: транзит через Украину будет, по крайней мере, ближайшие пять лет. Россиянам не хватило буквально “нескольких дней”, чтобы достроить Северный поток-2 и пустить в Европу газ в обход нашей ГТС. Нам очень помогла позиция США в этом вопросе.

Именно поэтому мы так затягивали со встречей и решениями по протоколу – когда 20 декабря мы готовились к согласованию, то уже знали, что оборонный бюджет США будет подписан с введением санкций против компаний, которые строят Северный поток-2.

Ориентировочный доход, с которым Украина вышла из этой встречи, это более 3 млрд. долларов арбитража + ориентировочно 3 млрд. долларов за транзит в год в течение 5 лет.

Итак, в пятилетней перспективе мы получим около 18 млрд. долларов, из них 3 – живыми деньгами – уже до нового года. И это – без кабальных условий по приобретению российского газа.

Работа с возражениями

Газпром – очень непредсказуемый игрок, для которого политические интересы могут быть важнее финансовых, об этом надо помнить всем, кто садится с его представителями за один стол. И не стоит впадать в “головокружение от успехов”.

Что такое 12,2 млрд. долларов, о которых говорится в протоколе? Это – потенциальный выигрыш в арбитраже за упущенную выгоду.

Здесь есть три ключевых момента: сама цифра и слова “потенциальный” и “упущенная”. Мы могли бы их получить, если бы Газпром полностью отказался от транзита через Украину и не пускал сюда других (вопрос, кто мог бы быть этим “другим”, тоже актуален).

Но если Газпром прокачивал хотя бы минимальные объемы, то нам уже было бы сложно поддерживать убедительность своей позиции.

Кроме того, арбитраж – это долгий и затратный процесс. Допустим, мы бы получили 12,2 млрд. долларов (минус судебные издержки) в течение 3-5 лет, если бы наша ГТС стояла пустой.

Было бы это победой для Украины? Нет. Потому что по имеющимся договоренностям мы должны получить больше транзита, чем могли бы выиграть в суде в его отсутствие.

Кроме того, Украина потеряла бы статус транзитного государства, а имеющуюся нишу заняли компании-поставщики сжиженного газа.

С какой позицией мы бы “отматывали назад”, выходя на переговоры о возобновлении транзита? С позицией ненадежного поставщика в ситуации, когда рынок стремительно осваивают другие.

Упершись в свою бескомпромиссность, мы бы показали себя ЕС ненадежным и эгоистичным партнером.

Так, наши хранилища полные и мы бы выдержали “блокаду”, которая могла начаться 1 января 2020 при остановке транзита.

Но это было бы куплено ценой потери партнерского доверия со стороны ЕС (а Евросоюз солидаризируется с нами по антироссийских санкций), рост цены для потребителей газа в Европе и в Украине.

А это совсем не соответствует нашим целям, так как людей и их потребности мы всегда ставим на первое место. Если сегодня как “плохой парень” выступает Газпром и РФ в целом, то после такого демарша этот имидж перешел бы к нам.

Да, мы бы хотели прокачивать 60 млрд. кубов газа в год в течение 10 лет, а в протоколах записано 65 млрд. на первый год и по 40 млрд. на следующие четыре. Но это дипломатия.

Мы сошлись на промежуточном варианте, который выгоден Украине и ЕС. Мы апеллируем к европейским нормам, а они допускают заключение соглашений о транзите и в год, и месяц, и на неделю.

Что бы было, если бы Россия твердо стояла на один год – и это было бы вполне в духе европейских правил? У нас не оказалось бы четких аргументов быть категорически “против”.

5 лет с возможностью продления договоров на такой же период на аналогичных условиях является неплохим горизонтом планирования и для Европы, и для Украины, которая будет обеспечена деньгами за транзит.

Несколько осторожных формулировок

Вы, вероятно, заметили, что о плате за транзит, несмотря на подписанные протоколы, я говорю как о “потенциальной”.

Почему? Да, это надо повторить: Газпром очень сложная и непредсказуемая сторона переговоров. Об этом нужно помнить всем, кто садится с его представителями за один стол.

На прошлой неделе мы достигли существенного прогресса, который вылился в подписание протокола. В нашу пользу сыграло много факторов: от готовности правительства к худшему сценарию – к санкциям США.

Но протокол – это еще не соглашение. Последнюю неделю декабря наши компании будут разрабатывать драфт текста. Но пока само соглашение не подписано – транзита нет.

Может вторая сторона “спрыгнуть” в последний момент? Да. Готовы ли мы к этому? Да. Но если это произойдет, то все имиджевые потери понесет Газпром.

Украина покажет себя как надежный и договороспособный транзитный партнер Европы, который может идти на разумные компромиссы, которые отвечают нашим национальным интересам и энергетической безопасности Евросоюза.

И теперь, если контракта не будет до 31 декабря, а с нового года в телевизоре будут показаны панические кадры замерзающих европейских городов, то под давлением Европы “подписывайте быстрее!” окажемся не мы, а Газпром.

Национальные интересы

Если отвлечься от этой сложной “геополитической игры”, то что из этого украинцу? Во-первых, то, что мы и обещали с самого начала – снижение цены на газ.

Уже в декабре она снизилась на 8%, в январе этот показатель при стабильной ситуации на рынке будет еще меньше.

Перед зимой правительство предложило гражданам гарантированную цену на газ – защита от роста цены в платежке, чтобы там не было.

Цена фиксированная и неизменная в течение всего сезона. Есть ли в ней смысл, если газ может быть дешевле?

Есть ли смысл в страховке, если вы не планируете болеть? Мало кто планирует такое, и с бытовой точки зрения смысла нет. А с практической есть. Так как затраты в случае болезни будут намного больше стоимости страховки.

Здесь работает тот же принцип. Гарантированная цена – сложный рыночный механизм, требующий стратегии, заблаговременной работы по покупке газа для хранилищ и поддержки наших западных партнеров.

Это – страховка для граждан. Проблемы может не произойти, и по факту цена действительно может стать ниже. Но я в третий раз повторяю: Газпром – очень непредсказуемый игрок.

Если россияне все же в последний момент решат войти с нами в клинч, цена на газ может вырасти.

И тогда заключены форвардные контракты станут той страховкой, той подушкой безопасности, которая не даст Украинская почувствовать проблему на себе. Пока у нас на руках нет подписанных договоров – случиться может что угодно.

Во-вторых, транзит – это стабильные деньги в бюджет, которые нужны Украине для развития, в том числе и развития концепции “жизни после транзита”.

Фактически, мы сейчас выторговали себе дополнительное время на усиление собственной энергонезависимости.

В-третьих, в соглашении о транзите есть еще один момент, глобально-безопасный.

Военное противостояние все еще продолжается, поэтому украинские трубы, которые обеспечивают газом Европу – хороший аргумент для того, чтобы решать конфликт, а не идти на его эскалацию.

И как постскриптум. Все вопросы по активам Нафтогаза в Крыму, “бондов Януковича”, поставки газа в оккупированные районы Донбасса – это совершенно разные процессы, которые не являются предметом соглашения о транзите.

Еще одна цель, которой мы достигли на этих переговорах – полностью отвязали вопрос транзита газа от всех остальных. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий