Эксперты подвели итоги 2019 г. в сфере энергетики. Многие из опрошенных Центром энергетической экспертизы назвали одним из ключевых событий ушедшего года противодействие российским инфраструктурным проектам.
Санкции
Алексей Громов, руководитель энергетического департамента Института энергетики и финансов, отмечает, что газовые проекты России в направлении Европы и Турции в этом году сталкивались с рядом негативных событий. Он напомнил, что датчане дали свое согласие на продление участка “Северного потока-2”, а сенаторы США приняли санкции в отношении компаний-подрядчиков этого проекта. “Пока что мы надеемся, что проект будет завершен в апреле 2020 года, если, конечно, не появится иных обстоятельств, дополнительно осложняющих его реализацию”, – говорит эксперт.
Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, констатирует, что строительство “Северного потока-2” и продолжения “Турецкого потока” “Балканского потока”) на фоне факторов, затягивающих реализацию проектов, переходит в число значимых тем 2020 г. “Вероятно, на фоне разворачивающейся президентской кампании в США заявления американских политиков о необходимости принятия новых и максимального задействования уже существующих норм, позволяющих вводить санкции, затрагивающие эти проекты, в ближайшие несколько месяцев станут интенсивнее. В то же время далеко не факт, что Вашингтон намерен действительно задействовать все возможные меры, которые могут быть применены в рамках уже принятых США нормативных актов”, – прогнозирует он.
Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade акцентировал внимание на том, что достроены “Сила Сибири” и “Турецкий поток” – важнейшие каналы топливных поставок в Азию и в Южную Европу. А значит, по его словам, постепенно начнут отбиваться и масштабные долгосрочные вложения наших газовиков в эти проекты. Не завершена оказалась “сага” с “Северным потоком”, однако 93,5% длины маршрута проложено, да и в организационном плане пройдена основная часть пути, заявил он. “Американцы с санкциями против компаний-инвесторов и трубоукладчиков опоздали, и вероятно задержалась администрация Трампа умышленно: думается, они и не желали мешать трубопроводу всерьез, а лишь решали свои внутриполитические задачи, находя взаимные решения по бюджету с соперниками из демократической партии, а заодно демонстрируя силу и решимость “старушке Европе” – ради того, чтобы занять затем более выгодную переговорную позицию для поиска с европейцами каких-то иных торговых компромиссов. Именно такими компромиссами, с высокой вероятностью, эта взаимная пикировка США с Германией вокруг “Северного потока” и закончится”, – считает эксперт.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ и Финансового университета, сказал, что главное в 2019 г. – пуск “Силы Сибири” и вывод ВСТО на полную мощность, это задел на будущие новые проекты с Китаем в сфере энергетики. “На 2020 год самое важное – запустить и “Северный поток 2”, и “Турецкий поток”. Необходимо показать умение убеждать европейские элиты в необходимости и возможности работы с Россией даже в условиях противодействия США. Без помощи европейских элит и Германии в частности не получится наладить полноценную работу обходных газопроводов, в том числе гарантировать вывод их полностью или частично из-под антимонопольных ограничений ЕС. Собственно, России придется много действовать на территории Европы, обходя многочисленные преграды, выстраиваемые ее оппонентами (США, частью евробюрократии, элитами ряда стран вроде Польши и Прибалтики)”, – сказал он.
Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ говорит, что европейское направление нашего газового экспорта продолжает впечатлять. ” … Идет сейчас открытая битва за европейский газовый рынок между Россией и США. Соединенные Штаты начали активно и не стесняясь выталкивать Россию с европейского рынка. Выражалось это и в давлении против “Северного потока-2”, и в виде заявлений о том, что “российский газ – это старый автомобиль, от которого надо отказываться”, и что в американском СПГ есть “молекула свободы”. То есть происходило неприкрытое лоббирование своего продукта, несмотря на то, что для европейцев американский газ обходится дороже. Это фактически новая веха в наших отношениях с Европой, ибо российский газ теперь оказывается в некоем треугольнике США – Европа – Россия. И украинская тема тоже берет начала оттуда”, – отмечает эксперт.
Транзит газа
Вопрос транзита российского газа через территорию Украины – также одно из ключевых событий минувшего года. Алексей Громов назвал его интригой года. Михаил Нейжмаков сказал, что одним из основных событий 2019 г. в энергетической сфере стало, по выражению вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, достижение “принципиального согласия” по вопросам транзита. По словам Нейжмакова, есть косвенные основания предполагать, что российская сторона взяла курс на недопущение конфронтационного сценария решения проблемы еще до завершения украинской президентской кампании.
Петр Пушкарев также указывает на то, что в вопросе с транзитом газа связь с приостановкой укладки “Северного потока – 2”, безусловно. “Но эти события лишь стали неким катализатором: возможно, в глазах украинской стороны ситуация стала выглядеть так будто они получили дополнительный рычаг для давления на “Газпром” в ходе переговоров. Но в итоге похоже на то, что на взаимные уступки пошли примерно в равной степени и Украина, и Россия”, – сказал Пушкарев.
Атомная энергетика
Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда “Институт энергетики и финансов” назвал сохранение, даже в сложных условиях, крепких позиций на международных рынках одним из позитивных итогов для российской атомной энергетики. Он также обратил внимание на то, что в прошлом году мы увидели хорошее начало арктической гонки. “Учитывая подписание контрактов на строительство двух новых атомных ледоколов в этом году, у нас достаточно хорошие перспективы обеспечения проводки судов по Северному морскому пути. Работа на этом направлении позволяет “Росатому” еще и диверсифицировать свою прибыль, что очень важно для госкорпорации, учитывая, что до недавнего времени существенную часть своих доходов она получала от продажи электроэнергии на внутреннем рынке”, – отметил эксперт.
Ровшан Аббасов, директор Филиала АО “АЭМ-технологии” “Атоммаш” в г. Волгодонск заявил, что 2019 г. был для них насыщенным и плодотворным. “Мы изготовили комплект парогенераторов для 4 блока АЭС “Куданкулам” (Индия), отгрузили оборудование на Балаковскую АЭС, в производстве комплекты парогенераторов для турецкой, Курской атомной станции и АЭС “Руппур” в Бангладеш. Мы продолжаем работать над созданием трех реакторных установок. Для АЭС “Аккую” Турция изготовлены верхний и нижний полукорпус, в конце декабря будет осуществлена сборка-стыковка этих двух полукорпусов”, – констатировал он.
Игорь Бурцев, генеральный директор АО “ЦКБМ”, сообщил, что портфель заказов предприятия пополнился новыми стратегическими контрактами. Подписан договор на поставку ГЦНА для 7 и 8 блоков “Тяньваньской” АЭС (Китай) и АЭС “Сюйдапу” (Китай), блоки 1 и 2.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела ЗАО “Инвестиционная компания ЛМС” заявил, что в 2019 г. “Росатом” смог добиться впечатляющих результатов, превысив собственные планы, как по выработке электроэнергии, так и по финансовым показателям. Атомному холдингу удалось запустить ряд крупных объектов, которые дальше могут служить референтными объектами для зарубежных заказчиков: плавучую АЭС “Академик Ломоносов” и 7 блок Нововоронежской АЭС поколения “3+” (досрочно).
Анатолий Смирнов, генеральный директор “ЗиО-Подольск” отметил, что это предприятие стало первым в России, освоившим производство витых теплообменных аппаратов для низкотемпературной переработки газа.
Виктор Орлов, генеральный директор Государственного научного центра РФ АО “НПО “ЦНИИТМАШ” (Атомэнергомаш, машиностроительный дивизион “Росатома”), рассказал, что ЦНИИТМАШ отметил 90-летие. Он подчеркнул, что ЦНИИТМАШ по-прежнему выполняет свои функции головной материаловедческой организации и сопровождает все проекты дорожной карты по строительству АЭС в России и за рубежом.
Игорь Щекин, заместитель генерального конструктора – начальник отделения проектирования и конструирования РУ АО ОКБ “ГИДРОПРЕСС” заявил, что для предприятия 2019 год прошел под знаком обновления.
ОПЕК+
Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, рассказала, что объем предложения на мировом рынке нефти формировали преимущественно как факторы снижения производства нефтяного сырья странами ОПЕК+, так и прироста сланцевой нефтедобычи в США. “В целом сложившаяся конфигурация спроса и предложения на мировом нефтяном рынке, санкционное давление и торговое противостояние привели к снижению в текущем году мировых цен на нефть”, – констатировала она.
Петр Пушкарев также акцентировал внимание на том, что заключена цементирующая рынок сделка экспортеров ОПЕК+ с дополнительным сокращением добычи на 500 млн. баррелей в сутки. “Мы уже видели, как… в августе и сентября 2019 года провалились две подряд попытки спекулятивно провалить нефть к 50 долларам, как это удавалось сделать спекулянтам в декабре 2018-го. Сработают эти механизмы поддержки, вероятно, и в 2020 году”, – отмечает он.
Электроэнергетика
Анна Бодрова, старший аналитик “Информационно-аналитического центра “Альпари”, подводя итоги года, прежде всего, отметила законодательные инициативы. “Это в том числе проект модернизации и цифровизации электросетевого комплекса, и хотя переход запланирован только с 1 января 2023 г., принципиальные решения были приняты в 2019 г.”, подчеркнула она. Теперь в документах закреплена процедура перехода внутри тарифов по предоставлению электроэнергий, что должно сэкономить сектору большие финансовые суммы.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”, в целом минувший год для электроэнергетики оценил положительно. Он прогнозирует, что потребители в будущем году продолжат обзаводиться собственной генерацией, так как это им выгодно. “Ведь для крупных компаний это диверсификация деятельности, получение дополнительного дохода, а для остальных – возможность сократить расходы на электричество и тепло”, – говорит он.
Роман Фролов, руководитель проектов ООО “Системы накопления энергии”, заявил, что 2019 год ознаменовался в России стартом рынка систем накопления энергии. В этом году были введены в эксплуатацию системы накопления энергии в республике Тыва в составе солнечно дизельных электростанций. Суммарная мощность двух СНЭ составила 500кВт, а суммарная энергоемкость более 700кВт-ч.
Антон Туголуков, заместитель генерального директора Группы СВЭЛ, сказал, что основным трендом как уходящего года, так и наступающего, является цифровизация. “Главное событие 2019 – энергетики начали осознавать, что означает данный термин, и в следующем году востребовано будет только то оборудование, которое адаптировано к концепции цифровой трансформации”, – заявил он. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)