В январе баланс рынка авиационного топлива вырос на 15%, до 32,4 тыс. т, по сравнению с январем 2019 г. (28,1 тыс. т). Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Отгрузки с Кременчугского НПЗ “Укртатнафты” в январе 2020 г. составили 17,5 тыс. т. По сравнению с январем 2019 г., они сократились на 6,6% (на 1,2 тыс. т). Традиционно почти весь объем был направлен в Борисполь.
Импорт вырос на 58,5% (на 5,5 тыс. т), до 14,9 тыс. т, по сравнению с январем 2019. Из этого объема 9,3 тыс. т было импортировано из Литвы, 4 тыс. т – из Беларуси, 1,7 тыс. т – через морпорты.
В январе прошлого года начала работу система контроля целевого использования топлива через выдачу налогового векселя. На начальном этапе в работе этой системы возникли сбои, из-за чего у импортеров возникали сложности с таможенным оформлением топлива..
В 2019 г. объем рынка авиационного топлива сократился на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т, после введения с 1 января системы контроля над его целевым использованием.
Контроль над целевым использованием был введен для ликвидации схемы смешивания керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых обязательств, в частности акциза. Такое смешивание и продажа продукта под видом ДТ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (139,5 евро/тыс. л) и авиатопливо (21 евро/тыс. л). Потери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд. грн. в год.
В 2017-2018 гг. эксперты и участники рынка указывали на порт Николаев, где фиксировался наибольший дисбаланс между объемом поставок авиатоплива и его дальнейшим выходом из порта. В 2017 г. такой дисбаланс составил 80 тыс. т, в 2018 г. вырос до 135 тыс. т.
Основным импортером топлива через порт Николаев является группа “Трейд Коммодити”, которая одновременно была и лидером по импорту авиакеросина. После введения системы контроля над целевым использованием, поставки авиатоплива в Николаев и в адрес “Трейд Коммодити” упали в 8 раз. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)