Фонд энергоэффективности, который предоставляет гранты на утепление домов, упростил процедуры подачи и рассмотрения заявок от ОСМД. Ускорит это работу фонда, и каких изменений стоит ждать?

Недавно наблюдательный совет Фонда энергоэффективности утвердил изменения в программу “Энергодом”, которая предусматривает предоставление грантов ОСМД на утепление.

Программа стартовала в сентябре 2019 г. За шесть месяцев фонд получил 32 заявки от ОСМД и 17 из них одобрил. В Украине 180 тыс. многоквартирных домов, из которых в 31 тыс. является ОСМД, поэтому такие показатели в масштабах страны достаточно скромные.

Особенно учитывая, что средства у фонда есть. Вместе с донорскими взносами на его счетах в 2020 г. ждали своих реципиентов 6800000000 грн.

“Я ожидал большего количества заявок, ведь запуск фонда анонсировался заранее, и базовые условия предоставления документов были известны”, – говорит исполнительный директор ассоциации “Энергоэффективные города Украины” Святослав Павлюк.

Он отмечает, что количество заявок в аналогичной городской программы в Киеве (70/30) в разы превышает показатель фонда по всей стране. Причины Павлюк видит в сложности процедур, которые действовали до последнего времени.

В то же время эксперт офиса реформ Минрегиона Валентина Гуч-Денисенко отмечает, что Фонд термомодернизации в Польше в первый год работы получил менее 100 заявок, а “Теплые кредиты”, которые начали работу в 2014 г., на конец 2015 г. выдали 133 гранты для ОСМД и ЖСК. По ее мнению, такие результаты Фонда энергоэффективности – это нормальное явление для новой программы.

Какие изменения внесены в процедуры фонда

Первое. Изменен перечень документов, которые необходимо подавать вместе с заявкой. ОСМД уже не нужно подавать копию протокола со всеми приложениями, включая реестр совладельцев, ведомость голосования, листья опроса. Теперь подается только выписка из протокола общего собрания.

Отменено требование подавать бумажную версию устава ОСМД. Достаточно кода доступа к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре.

Некоторые документы добавились. В частности – сообщение о лицах, выполняющих административно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. На сайте фонда указано, что это нужно для проверки добросовестности и репутации заявителей. Как эта проверка будет осуществляться, пока не понятно.

Второе. Теперь ОСМД может подать заявку на верификацию завершенного проекта к уплате всех средств подрядчику. Достаточно подписанных актов выполненных работ. Это должно снизить финансовую нагрузку на ОСМД.

Третье. В случае повторного участия в программе ОСМД не обязано получать новый энергетический сертификат, если предыдущий отражает актуальное состояние здания. Ранее сертификат принимался в течение полугода с момента сертификации. Это должно уменьшить расходы ОСМД на повторное участие в программе.

Насколько эти изменения существенны и ускорят ли они работу

“Изменения существенные и уменьшат время на бюрократические процедуры, но количество заявок вряд ли возрастет, потому что проблема не только в процедурах”, – говорит координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ сети “Опора” Татьяна Бойко.

По ее мнению, нужно позволить возмещать расходы на капитальные мероприятия, которые не являются энергоэффективными, но без которых невозможно провести термическую модернизацию. Для этого нужно внести изменения в закон о фонде.

Важна и поддержка из местного бюджета. Стоимость обслуживания банковского кредита для ОСМД достаточно высока, а последний транш от фонда в размере 80% поступает только после выполнения всех работ и верификации.

Бойко считает, что помочь может система револьверных фондов, будут перекрывать затраты ОСМД до получения компенсации от фонда. Эту идею поддерживают и в ассоциации “Энергоэффективные города Украины”, где уже готовится проект таких револьверных фондов для городов.

Новые изменения могут быть вскоре

В конце 2019 г. премьер Алексей Гончарук заявил, что правительство планирует привлечь местные власти в качестве третьей стороны между Фондом энергоэффективности и ОСМД.

“Раньше Фонд энергоэффективности был “задизайнений” так, чтобы ожидать заявки снизу. Сейчас мы договорились с нашими международными партнерами, запускаем параллельный инструмент: сверху – вниз”, – сказал глава правительства.

Кабмин объявил, что планирует избрать десять пилотных городов, в которых будут утеплены тысячи многоэтажек. Для этого местные власти должны создать или выбрать коммунальное предприятие, которое стало бы посредником между фондом и ОСМД.

Не менее 17 февраля новый министр развития общин и территорий Денис Шмыгаль заявил, что европейские доноры выступают против формулы “сверху – вниз”, ведь в этой схеме местные власти и коммунальное предприятие модернизировать дома без согласия владельцев. По мнению европейцев, эта модель имеет высокие коррупционные риски.

25 февраля Координационный совет доноров фонда посоветовала Минрегиона и Международной финансовой корпорации, администрирует мультидонорский трастовый фонд, внести такие изменения в порядок финансирования ОСМД.

Первое. Объединяются отдельные этапы подготовки заявок на участие в программе. Технический директор фонда Егор Фаренюк объясняет, что сейчас ОСМД сначала полностью оплачивает работы, а только потом подает заявку на возмещение.

Рассматривается вариант, чтобы ОСМД могли подавать заявки на возмещение к оплате всех работ подрядчику. Это снизит финансовую нагрузку на ОСМД.

Второе. Добавляется опция, позволяющая выплачивать гранты за отдельные этапы проектов по термомодернизации, если завершен этап прошел верификацию.

Третье. Привлечение профессиональных менеджеров проектов для оказания помощи ОСМД на всех этапах участия объединений в программе.

Эти изменения должна утвердить наблюдательный совет Фонда энергоэффективности. Фаренюк отметил, что ее заседание может состояться в начале марта.

Что с коммунальными предприятиями и проектных менеджеров

О роли коммунальных предприятий в новой схеме рассказала координатор сектора энергетики представительства Евросоюза в Украине Ольга Бороданкова.

“Для коммунальных предприятий двери открыты. ОСМД свободные нанимать и частные, и коммунальные предприятия. Однако опытные ОСМД через КП не пойдут, а возьмут кредит на всю сумму и будут хозяевами ситуации”, – сказала она.

“Забудьте о коммунальных предприятиях. Заказчиком будет ОСМД”, – подтверждает Фаренюк. По его словам, ОСМД может нанимать подрядчиков любой формы собственности. Технадзор же должен быть независимым и наниматься исключительно ОСМД.

Фаренюк добавляет, что работа проектных менеджеров – это дополнительная опция для ОСМД и выбор за ними. Фонд будет возмещать 70% стоимости этих услуг.

“Проектно менеджерами могут быть энергетические менеджеры, инженеры-консультанты, опытные аудиторы, эксперты строительной отрасли, председателя ОСМД, управляющие. Фонд будет проводить для них тренинги”, – обещает Фаренюк.

Бороданкова отмечает, что проектные менеджеров будут нанимать те ОСМД, которые доверяют этому бизнесу: “Если нет доверия к этому институту, то вопрос отпадет, и ОСМД придется справляться самим”.

По словам Гуч-Денисенко, большинство ОСМД не имеют навыков администрирования проектов строительства, поэтому профессиональное техническое сопровождение могло бы минимизировать риски неполучения гранта от фонда.

Удастся ли утеплить тысячу многоэтажек

По мнению экспертов, утеплить 1 тыс. многоэтажек в 2020 г. будет крайне сложно, даже с обновленной программой Фонда энергоэффективности.

“Утепление можно проводить только в период, когда температура не ниже пяти градусов – с конца марта до начала ноября. Продолжительность монтажных работ по утеплению фасада дома продолжается более двух месяцев”, – говорит Гуч-Денисенко.

По ее словам, для внедрения проектов по утеплению тысячи домов подготовительные работы – аудит, заявка, начало проектирование – нужно начинать уже сейчас. Иначе эти проекты будут завершены только после отопительного сезона 2021 г. (Роман Скляров, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий