Компания недосчиталась $2 млрд., доходы бюджета от экспортной пошлины на газ упали на $600 млн.
Доходы “Газпрома” от экспорта газа в январе 2020 г. рухнули на 41,1% по сравнению с первым месяцем прошлого года и едва превысили $3 млрд., следует из материалов Федеральной таможенной службы. Поставки снизились на 11% до 18,3 млрд. куб. м. Сколько из этого объема пришлось на дальнее зарубежье, в обычных условиях формирующее основную часть экспортной выручки “Газпрома”, таможня не указывает. По оценкам “Интерфакса”, в январе экспорт трубопроводного газа из России в дальнее зарубежье мог составить около 13,4 млрд. куб. м.
“Газпром”, в течение нескольких лет ежемесячно информировавший о динамике поставок в дальнее зарубежье, с января 2020 г. прекратил эту практику. На запрос “Ведомостей” представитель компании не ответил.
После обновления несколько лет подряд рекордов экспортных поставок и выручки от продажи газа в дальнее зарубежье “Газпром” с начала 2020 г. резко теряет в обоих показателях. Общий тренд на снижение мировых цен сформировался еще в 2019 г. из-за снижения темпов роста спроса на газ и избыточного предложения СПГ. В начале 2020 г. в Европе – ключевом для “Газпрома” рынке сбыта – ситуация усугубилась аномально теплой зимой и избытком накопленных запасов в ожидании газовой войны между Россией и Украиной. Спотовые цены на европейских газовых хабах – к ним привязаны почти 57% долгосрочных контрактов российской компании – в течение января снизились со $148 за 1000 куб. м почти в полтора раза. 10 марта на нидерландском Title Transfer Facility 1000 куб. м газа поставкой в апреле стоила $101. С февраля дополнительное давление на мировые котировки газа оказывает эпидемия коронавируса.
Пропорционально снижению экспортной выручки “Газпрома” потери несет и бюджет России. “Газпром” платит экспортную пошлину на газ в размере 30% от стоимости. Получается, что в январе прошлого года компания заплатила $1,5 млрд., а этого – $900 млн.
На этот год, как и на прошлый, Минфин запланировал сборы от экспортной пошлины на газ почти в 700 млрд. руб. Эта сумма эквивалентна 0,6% ВВП. В пояснительной записке к поправкам в бюджет на этот год, 11 марта принятым во втором чтении, Минфин увеличил оценку поступлений от пошлин на газ до 706,1 млрд. руб.
“Прогноз доходов корректируется в случае необходимости в рамках бюджетного процесса при подготовке поправок в бюджет”, – сообщил представитель Минфина в ответ на запрос “Ведомостей”. Минфин видит снижение поступлений от экспортной пошлины на газ за прошедший месяц, но возможные выпадающие доходы будут просчитаны к внесению весенних поправок в бюджет и с учетом динамики и прогноза Минэкономразвития, говорит федеральный чиновник.
Если с января падают экспортные цены, то прямо пропорционально им будут падать и пошлины, объясняет экономист Экономической экспертной группы Александра Суслина. Если помимо цен на газ упадет и его экспорт, то потери казны будут еще больше. Речь пойдет о нескольких сотнях миллиардов рублей. Это существенно для бюджета. Особенно в нынешней ситуации, когда бюджету грозит дефицит и любые потери будут его наращивать, заключает Суслина.
Надеяться на изменение тренда не приходится. “В целом по году ситуация будет оставаться сложной – спотовые цены на газ окончательно обрушились из-за коронавируса только в феврале, – говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. – Кроме того, кризис цен на нефтяном рынке тоже потянет вниз финансовые показатели “Газпрома”.
Их отражение в стоимости продаж по контрактам с нефтяной привязкой придется на второе полугодие, говорит Маринченко.
В том или ином виде к стоимости нефти привязано 32% долгосрочных контрактов “Газпрома”, сообщала компания.
В феврале поставки на экспорт упали еще сильнее, говорит аналитик Центра энергетики МШУ “Сколково” Сергей Капитонов. По данным европейских систем мониторинга поставок газа REMIT и ENTSOG, экспорт “Газпрома” в Европу за январь – февраль мог составить порядка 26-27 млрд. куб. м, подсчитал он. Это самый низкий результат с 2015 г. “Когда “Газпром” вошел в экспортный суперцикл – более 190 млрд. куб. м в период 2017-2019 гг., – поставки газа в январе – феврале составляли 33-35 млрд. куб. м, – говорит Капитонов. – Таким образом, текущее падение экспортных объемов составляет около 20-25%”.
В таких условиях максимизировать экспорт нет смысла, считает Маринченко. “Газпром” вряд ли будет увеличивать продажи по спотовым ценам через собственную электронную торговую площадку, а может, и временно от нее откажется. Сейчас спотовые цены в Европе едва покрывают операционные расходы компании по добыче и транспортировке газа.
Свидетельств тому, что “Газпром” собирается заливать Европу дешевым биржевым газом, пока нет, соглашается Капитонов. “Очевидно, что для компании существует некая психологическая цена отсечения, – это видно на примере электронной торговой площадки, – указывает Капитонов. – В январе через нее было продано почти 4 млрд. куб. м газа, а с начала марта – всего 0,5 млрд. куб. м”. Компания не будет жертвовать валютной выручкой, которая нужна не только для выполнения крупной инвестпрограммы, но и для поддержания рубля, о чем было объявлено на днях, указывает эксперт. Возможно, “Газпрому” придется сократить программу капвложений, допускает Маринченко.
В этом году “Газпрому” не стоит ждать новых экспортных рекордов, считает Капитонов. “Однако есть и позитивные факторы: низкие цены будут разгонять потребление газа в Европе, если регион не погрузится в гибернацию из-за коронавируса”, – рассуждает эксперт. (Артур Топорков, Светлана Ястребова, Ведомости/Энергетика Украины и мира)