Нефтяные компании России и мира ожидают серьезного падения спроса на нефть из-за эпидемии коронавируса COVID-19. В то же время многие страны ОПЕК продолжают наращивать добычу. Уже в ближайшие месяцы нефтетрейдеры ожидают полного заполнения всех нефтехранилищ на планете.
Из-за той же пандемии, а также ценовой войны России с Саудовской Аравией вдвое подешевела нефть. Это привело к девальвации рубля, которая, в свою очередь, грозит ростом инфляции. Из-за падения стоимости нефти пострадал и бюджет, который может стать дефицитным.
О том, когда необходимо начинать подготовку к кризисным временам и как развивать стратегические нефтехранилища в стране Агентству нефтегазовой информации рассказал исполнительный директор “Российского газового общества”, руководитель рабочей группы “Разведка, добыча, сервис” экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли Минэнерго РФ, профессор кафедры “Газовые технологии и ПХГ” НИУ нефти и газа имени И.М. Губкина Роман Самсонов:
Стратегическое планирование в нефтяной и газовой отрасли или борьба с кризисами по принципу “как долго протянем при разных ценах на нефть”?! Подобное противопоставление для профессионалов, руководителей нефтяной и газовой промышленности, в которой разработка даже традиционного месторождения УВС предполагает цикл в 25-30 лет, может показаться неудачной шуткой юного студента, не имеющего опыта практической работы в самой ресурсоемкой отрасли страны, но получившего задание в качестве эксперимента реформировать ее под новые условия в течение пары месяцев. Ведь стратегическое планирование потому и нужно для ключевой экономики страны отрасли, чтобы уметь предусмотреть самые негативные сценарии реальной жизни и обеспечить не только сохранение ее работоспособности, минимизируя затраты при необходимости, но и обеспечить должное развитие или переориентацию на новые задачи и вызовы.
Безусловно, сегодняшняя нефтяная и газовая отрасли России существенно отличаются от той, которая была в СССР. Увы, не только ухудшающейся сырьевой базой и необходимостью освоения новых, ранее не тронутых даже разведкой просторов Восточной Сибири, Ямала или Арктического шельфа. Принципиальным отличием стало разделение единой, комплексной и могучей системы воспроизводства минерально-сырьевой базы, которую обеспечивали Миннефтепром и Мингео, увязанные государственным планированием со всем народохозяйственным комплексом, обеспечивающим их необходимым оборудованием и ресурсами. При этом комплекс был обеспечен одними из лучших в мире системой стандартов норм и правил разработки эксплуатации месторождений. Кончина СССР и Миннефтепрома в 1991 г., когда сформировались крупнейшие основные отечественные нефтедобывающие компании и появился фактически автономный концерн “Газпром” нарушила многие производственные связи, в том числе с потерей многих мощностей, отошедших в новые государства. К сожалению, в это же время роль единого стратегического планирования и создания стратегических резервов и ресурсов в нефтяной промышленности также потеряла свою приоритетность. Ведь только в уставе ПАО “Газпром” осталась важнейшая государственная задача – обеспечение газоснабжение страны. Собственно и техническая политика нефтегазовой отрасли, определяющая приоритетность вопросов национальной безопасности в ее развитии, гибче не стала, погрязнув в проблемах импортозамещения, в конечном итоге.
Роль Минэнерго РФ как единого центра обеспечения и развития нефтегазовой отраслью также не усилилась и довольно серьезно зависит от мнения Минфина РФ, увязывающего все с формированием бюджета страны. Конечно, это повлияло на вопросы развития и эксплуатации стратегических секторов, к которым, безусловно, относятся и вопросы создания государственных резервов, в частности нефти и моторных топлив.
Можно считать стратегически верным решением, что ПАО “Газпром” обеспечивает и делает это сегодня, с расчетом на приличную перспективу, поддержание и развитие Единой системы газоснабжения и важной ее части системы подземного хранения газа.
Правда при формировании новой Энергостратегии РФ появились предложения, чтобы систему ПХГ сделать автономной и даже вывести ее финансовые расчеты из подчинения компании. При этом, созданная отечественная научная и производственная школы, в частности “Газпром ВНИИГАЗа” позволила не только развить старые ПХГ, но и создать новые, уже не однократно доказавшие свою важность в кризисных ситуациях. Эти же школы в сотрудничестве с научными центрами других компаний, скажем тех же членов Российского газового общества, могут решить вопросы стратегических хранилищ для нефти и нефтяных топлив.
Наряду со странами – импортерами нефти практически все нефтедобывающие страны, за исключением России, имеют систему государственного и коммерческого резервирования нефти. Стратегический запас нефти (СЗН) создается для обеспечения экономической безопасности, на случай непредвиденных критических условий. Уровень стратегических запасов США оказывает влияние на мировой уровень цены на нефть. Надо отметить, что в СССР подобные запасы создавались в основном для нефтяных топлив. Объекты существовали на Украине и в Белоруссии. В республике они переведены в объекты подземного хранения газа.
Хранение нефти, в основном, осуществляется в искусственных кавернах, сооруженных на месторождениях каменной соли. Россия имеет значительный геологический потенциал в части возможности размещения подземных нефтехранилищ в них. Необходимость создания хранилищ для СЗН в РФ, кроме очевидных стратегических целей, диктуется также возможностью оказывать влияние на рыночные колебания мировых цен на нефть самостоятельно или в согласовании с ОПЕК. Альтернативных методов хранения практически нет. Как вариант, хранение в горизонтальных выработках/шахтах с доработкой конструкций хранилища или приобретение танкеров.
Создание хранилищ для СЗН в РФ в настоящее время является актуальным ввиду продолжительного спада цен на нефть. При этом наличие резерва до 20% от годового объема добычи, с гарантированной невысокой стоимостью в комбинации с финансовыми инструментами, могут создать отсутствующий механизм демпфирования при колебании цен на довольно длительные периоды.
Предлагаемые Российским газовым обществом пути решения проблемы с турбулентностью нефтяного рынка, вирусной эпидемией, не дают моментального решения и требуют системного подхода. Но они позволят положительно повлиять на любые переговорные позиции на международном уровне и уже на горизонте в 3-5 лет принципиально изменить ситуацию, попутно решив огромное количество научных, технологических и производственных проблем нашей нефтедобывающей страны, а не просто одной компании. Ведь работы над стратегическими хранилищами, под эгидой Минэнерго РФ, позволяют объединить силы и ресурсы разных компаний и недропользователей. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)