Вр. и. о. президента “Энергоатома” стал гендиректор Запорожской АЭС. НКРЭКУ с 1 июля будет работать в составе 6 человек. Кабмину предложили ликвидировать ГарПока и возложить его функции на “Энергоатом”. Что случилось с пуском “зеленого” аукциона? “Укрэнерго” прогнозирует ограничение импорта э/э в ОЭС на следующую неделю до 100 МВт ночью, об этих и других новостях энергетики – в обзоре “Энергореформы”.

  1. Кабмин назначил гендиректора Запорожской АЭС вр. и. о. президента “Энергоатома”

Кабинет министров Украины назначил генерального директора Запорожской АЭС Петра Котина временно исполняющим обязанности президента НАЭК “Энергоатом”. Соответствующее распоряжение Кабмина №361 от 29 марта обнародовано на правительственном портале.

“Возложить временно, до назначения в установленном порядке президента ГП “НАЭК “Энергоатом”, исполнение обязанностей данного предприятия на генерального директора обособленного подразделения “Запорожская атомная электростанция” Котина Петра”, – указано в распоряжении.

Напомним, что в конце ноября 2019 г. Кабмин уволил с этой должности Юрия Недашковского, назначив вр. и. о. президента НАЭК гендиректора Ривненской АЭС Павла Павлишна. Однако, уже 24 марта стало известно, что он подал в отставку.

  1. НКРЭКУ с 1 июля будет работать в составе 6 человек

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, с 1 июля 2020 будет работать в составе шести из семи человек.

Экс-член Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должности членов НКРЕКП, представитель проекта Энергетическая безопасность USAID Светлана Голикова, пояснила это тем, что к тому времени не будет возможности провести отбор кандидатов на должность члена регулятора

“Комиссия останется дееспособной, просто мы, к сожалению, в очередной раз не выполним закон о деятельности регулятора”, – рассказала энергоэксперт в комментарии Энергореформе.

По ее словам, в соответствии с принятыми в конце прошлого года правками к законодательству, регулирующему деятельность НКРЭКУ, к 1 июлю должна быть произведена первая замена (ротация) одного из членов регулятора, соответственно должен быть проведен конкурсный отбор на эту должность. В то же время, как отметила эксперт, сделать это к установленному сроку уже невозможно.

“Чтобы регулятор смог работать с 1 июля в полном составе, необходимо было создать конкурсную комиссию еще в конце февраля – начале марта, а уже к 1 апреля должен быть указ главы государства о ротации членов НКРЭКУ. Этого на данный момент нет”, – пояснила Голикова.

Как она отметила, конкурсной комиссии после ее создания необходим, как минимум, месяц на наработку внутреннего регламента, чтобы объявить конкурс, еще до трех месяцев может занимать сама конкурсная процедура.

Голикова напомнила, что комитет Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ предпринимал попытки избрать членов конкурсной комиссии, поскольку согласно законодательству предусмотренная для комитета квота составляет три человека из пяти, но члены комитета не пришли к согласованному решению.

“Вскоре последовала смена правительства и карантин, которые в свою очередь затормозили этот процесс”, – объяснила Голикова, добавив, что в нынешних условиях прогнозировать, когда может быть создана эта комиссия, довольно сложно.

В то же время она отметила, что вопрос кардинальной смены законодательной базы по НКРЭКУ, позволяющей сделать этот орган независимым регулятором согласно требованиям европейского законодательства, остается актуальным.

Относительно схемы ротации членов НКРЭКУ, предусмотренной в несколько этапов до 2025 года, Голикова предполагает, что глава государства будет определять к ротации каждого члена отдельно, а не расписывать эту схему на всех одновременно.

“Он может распределить всех наперед, но учитывая такой длительный период, логично было бы определять к ротации каждого члена комиссии отдельно”, – сказала Голикова.

Она также напомнила, что часть членов комиссии избраны по конкурсу в конце мая 2018 года, а часть назначены без конкурсов в октябре 2019 года.

Согласно информации на сайте НКРЭКУ, Дмитрий Коваленко, Елена Антонова и Оксана Кривенко назначены на должность членов комиссии по результатам открытого конкурса 29 мая 2018 г., Ольга Бабий, Руслан Кайдаш, Алексей Магда и Валерий Тарасюк (избранный тайным голосованием главой НКРЭКУ 4 ноября 2019 г.) – указами президента от 29 октября 2019 г. без конкурсов.

  1. Кабмину предложили ликвидировать ГарПока и возложить его функции на “Энергоатом”

Кабинету министров Украины предложили ликвидировать ГП “Гарантированный покупатель” и возложить функции, выполняемые им на рынке электрической энергии, на НАЭК “Энергоатом”, сообщил проект по энергетической безопасности (ESP) Агентства США по международному развитию (USAID) на своей странице в соцсети Facebook.

В сообщении не уточняется, кто выступил инициатором проекта постановления, но отмечается, что поспешная ликвидация “ГарПок” и определение за “Энергоатомом” функций гарантированного покупателя может иметь серьезные последствия для функционирования оптового рынка электрической энергии.

“Это может привести к краху рынка и невыполнению специальных обязанностей (PSO), особенно с учетом того, что рынок электроэнергии проходит критический период в результате пандемии коронавируса”, – отмечает ESP по результатам проведенного им анализа.

Предложение о предоставлении функций гарантированного покупателя производителю э/э будет прежде всего будет нарушать независимость оператора спецобязательств. У “Энергоатома” при распределении средств по PSO будет прослеживаться четкий конфликт интересов, утверждают в ESP.

Усматривая потенциальную предвзятость НАЭК в администрировании спецобязательств, в ESP отмечают, что данную функцию должна будет выполнять Нацкомиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, однако такие дополнительные задачи увеличат нагрузку на регулятора.

В рамках данной инициативы внесение в PSO изменений, предусматривающих увеличение доли электроэнергии “Энергоатома” на различных сегментах рынка, в условиях непрозрачного функционирования двусторонних договоров может привести к краху рынка “на сутки вперед” (РСВ), а также усилить и без того высокую концентрацию на рынке э/э, считают эксперты проекта.

Ранее ESP разработал свой вариант изменений в механизм PSO, а также программу поэтапной отмены обязательств. Презентованный USAID подход соответствует рекомендациям Секретариата Энергетического сообщества, отмечено в сообщении.

“Команда ESP готова представить дорожную карту всем участникам рынка. Между тем, чтобы сохранить стабильность сектора, снизить риск падения рынка и возможного невыполнения специальных обязанностей во время кризисного периода, ESP настоятельно рекомендует не вносить никаких изменений в действующий механизм специальных обязанностей”, – подытожено в сообщении.

Позднее на сайте ГП “Гарантированный покупатель” сообщили, что данный проект указанного постановления не обнародовался и не посылался на рассмотрение “ГарПоку”.

“Любые необдуманные, несогласованные, ситуативные решения повлекут катастрофические последствия, которые касаются каждого – производителей электроэнергии, “зеленой” генерации, поставщиков универсальных услуг, население – всех нас. Пока нет четких механизмов по изменениям к выполнению специальных обязанностей на рынке электроэнергии. Решения, которое обсуждается, не решит существующих проблем отрасли, а лишь обострит их и еще больше дестабилизирует рынок”, – прокомментировал сложившуюся ситуацию директор ГП Константин Петриковец.

  1. Фаворов покинул пост директора интегрированного газового бизнеса “Нафтогаз Украины”

Директор по интегрированному газовому бизнесу НАК “Нафтогаз Украины” и глава АО “Укргазвыдобування” Андрей Фаворов покинул компанию. Врио главы УГВ будет первый заместитель генерального директора Александр Романюк.

Как пояснили в НАК, кадровые изменения обусловлены продолжением трансформирования группы “Нафтогаз”.

“Деятельность по добыче и реализации газа была объединена в один дивизион на период действия ПСО (публичных специальных обязательств). С 1 мая 2020 г. Украина обязалась полностью либерализовать рынок поставки газа бытовым потребителям и обеспечить условия для конкуренции в этом сегменте. Действие ПСО прекращается. В связи с этим “Нафтогаз” адаптирует структуру к новым рыночным условиям и пересматривает логику интеграции. Интегрированный газовый бизнес, согласно планам дальнейшего трансформирования НАК, будет разделен на два дивизиона – по добыче и коммерческой деятельности. На данный момент продолжается их формирование”, – поясняют в НАК.

В “Нафтогазе” отмечают, что под руководством Фаворова дивизион оптимизировал программу добычи газа, внедрил оценку экономической эффективности инвестиционных программ, продолжил диверсификацию поставок газа из Европы, а также осуществил большую работу по поиску новых направлений развития украинской газодобычи.

“Рыночные, прогрессивные подходы Андрея Фаворова сыграли важную роль в процессе трансформирования “Нафтогаза”. Компания обрела новых надежных коммерческих партнеров в Европе, приступила к созданию полноценного розничного бизнеса. А стратегические наработки дивизиона в газодобыче будут ключевыми для развития компании на ближайшие годы. Я искренне благодарен Андрею за столь яркое и результативное сотрудничество и искренне желаю ему дальнейших успехов”, – отметил глава “Нафтогаза” Андрей Коболев.

Фаворов работал на руководящих позициях в AES Corporation и ContourGlobal. С сентября 2010 года по июль 2014 года занимал должность коммерческого директора группы “ДТЭК”, в декабре 2018 года возглавил газовый дивизион НАК.

  1. В ОАСК поступил иск с требованием запретить заключение нового контракта с Коболевым

В Окружной административный суд Киева (ОАСК) поступило заявление об обеспечении иска, в котором требуется запретить совершать какие-либо действия касательно контракта с главой правления НАК “Нафтогаз Украины” Андреем Коболевым.

В качестве истца выступает экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

“Истец просит ОАСК запретить Наблюдательному совету как органу управления акционерного общества “Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” совершать любые действия по заключению нового, продлению существующего контракта и/или внесения изменений в него с председателем правления “Нафтогаз Украины” Андреем Коболев”, – указывается в сообщении.

На данный момент ОАСК решает вопрос о наличии правовых оснований для принятия мер обеспечения иска.

Коболев был назначен главой “Нафтогаза” в марте 2014 года, в марте 2019 года Кабинет министров Владимира Гройсмана по предложению наблюдательного совета НАК продлил контракт с Коболевым еще на год – до 22 марта 2020 года.

20 марта 2020 года Кабинет министров Украины распоряжением №327-р продлил контракт с Коболевым на четыре года, до 22 марта 2024 года.

  1. Что случилось с запуском “зеленого” аукциона?

1 апреля в Украине должен был состояться первый “зеленый” аукцион, однако этого не произошло.

Согласно информации на сайте Госпредприятия “Гарантированный покупатель”, по состоянию на 1 апреля 2020 года не утвержден ряд документов, необходимых для объявления и проведения аукциона. В частности, не установлены соответствующие квоты поддержки для их распределения на 2020 год

При этом “ГарПок” напомнил, что согласно закону об альтернативных источниках энергии “зеленые ” аукционы должны проводиться два раза в год – не позже 1 апреля и 1 октября.

Замглавы Минэкоэнерго Константин Чижик в интервью агентству “Интерфакс-Украина” и Энергореформе в конце марта заявил, что определение квот на “зеленые” аукционы зависит от результатов переговоров с инвесторами ВИЭ, начатых в октябре 2019 года и продолжающихся до сих пор. В частности, речь идет о размере ограничений сроков предварительных договоров на запуск объектов ВИЭ (pre-PPA). Однако, все запланированные встречи были перенесены из-за карантина.

“Если ограничиваем pre-PPA на 90%, то квота должна быть выше. Если даем больше возможностей достроиться, то квота будет меньше”, – отметил он.

Напомним, в конце декабря 2019 года правительство приняло постановлению о порядке проведения аукционов по распределению квот поддержки для альтернативной генерации (№1175 от 27 декабря 2019 года).

Государственное агентство энергоэффективности и НЭК “Укрэнерго” ежегодно до 15 сентября должны подавать Министерству энергетики и защиты окружающей среды предложения относительно размера ежегодных квот поддержки ВИЭ на следующие пять лет. Минэкоэнерго в свою очередь каждый год до 31 октября обязано вносить правительству проект решения по объему квот. Проект может направляться на рассмотрение Кабмина как с обозначением доли квоты для каждого вида ВИЭ-генерации, так и без него.

Аукцион проводится не раньше, чем через 30 дней, но не позже 60 дней с момента его объявления “ГарПоком”.

24 апреля 2019 года Верховная Рада приняла закон 2712-VIII, заменяющий с 2020 года систему господдержки объектов альтернативной энергетики в виде “зеленого” тарифа системой, в рамках которой поддержку государства будет получать инвестор, предложивший на аукционе наименьший тариф на э/э, производимую объектом.

  1. “Укрэнерго” прогнозирует ограничение импорта э/э в ОЭС на следующую неделю до 100 МВт ночью

Предельные значения импорта электроэнергии из Беларуси, РФ и Молдовы 6-10 апреля будут составлять ночью до 100 МВт, а днем и 11-12 апреля импорт вообще не предусматривается.

Об этом свидетельствуют разработанные НЭК “Укрэнерго” прогнозные балансы мощности энергосистемы Украины на 6-12 апреля.

“Ограничения импорта до 0 МВт связано с необходимостью соблюдения рамок оперативной безопасности энергосистемы в связи со значительным снижением потребления в ОЭС Украины”, – отмечается в сообщении НЭК на сайте 2 апреля.

“Укрэнерго” рекомендует учитывать данную информацию при оформлении соответствующих внешнеэкономических договоренностей.

В компании также уточнили, что заявленные значения ограничений являются прогнозными и могут изменяться в зависимости от операционной ситуации, которая будет создаваться в энергосистеме по факту.

  1. Потребление электроэнергии во время карантина снизилось на 7,5%

Потребление электрической энергии во время карантина, за период с 12 по 31 марта 2020 года, снизилось на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – до 7 млрд. 910,912 млн. кВт-ч. Об этом свидетельствуют оперативные данные НЭК “Укрэнерго”

Средняя температура за обозначенный период составляла 5,6°против 4,9° в 2019 году.

В первую неделю карантина, в период с 12 по 18 марта (средняя температура составляла 5,0°), Украина потребила 2 млрд. 837,778 млн. кВт-ч, что на 6,8% меньше, чем за аналогичные даты прошлого года (при средней температуре в 3,7°) и на 0,9% выше показателя за предшествующую неделю – с 5 по 11 марта (8,5°).

Потребление в период с 19 по 25 марта, составило 2 млрд. 785,828 млн. кВт-ч (при 4,0°), что на 6,6% ниже аналогичного периода прошлого года (при 5,5°) на 1,8% ниже показателя первой карантинной недели, и на 0,9% меньше показателя недели, которая предшествовала введению карантина.

По итогам последних шести дней марта (8,2°) Украина потребила 2 млрд. 287,306 млн. кВт-ч, что на 9,2% ниже аналогичного периода прошлого года (5,4°).

В целом, по оперативным данным, потребление э/э в марте при средней температуре в 6,4° составило 12 млрд. 414,144 млн. кВт-ч, что на 7,2% меньше марта 2019 года, когда средняя температура равнялась 4,7°. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий