Около трех недель назад Кабинет министров поддержал предложение набсовета “Нафтогаза” о продлении полномочий Андрея Коболева на четыре года. Вскоре после этого последовали первые кадровые изменения в топ-менеджменте.
“У меня одна просьба: держите кулаки. К концу года узнаем, получится у нас или не получится”.
Эта фраза принадлежит Андрею Фаворову, уже бывшему директору дивизиона интегрированного газового бизнеса НАК “Нафтогаз Украины”. Он ее произнес всего месяц назад, но она уже потеряла актуальность: на прошлой неделе Фаворов уволился.
В “Нафтогазе” это решение объясняют продолжением трансформации компании, но ни о каких плановых изменениях речь не идет, уход Фаворова – полная импровизация.
Сама причина появилась несколько недель назад, когда в НАК было запущено радикальное переформатирование управленческой вертикали. Ее автором является новая “правая рука” главы правления Андрея Коболева Отто Ватерландер.
У экспата большие планы.
На первом этапе они подразумевают дробление “дивизиона Фаворова” на несколько бизнесов. По задумке Ватерландера, это позволит усилить финансовую отдачу от газодобычи и трейдинга.
Второй этап на порядок интереснее: сейчас “Нафтогаз” активно ищет замену Юрию Витренко. Как только ее найдут, дни бывшего соратника Андрея Коболева в компании будут сочтены.
Соединили? Давайте рассоединим
Понятие “дивизион” появилось в “Нафтогазе” в конце 2018 года и представляло собой объединение однопрофильных активов. Целью этого плана было повышение экономической эффективности газового и нефтяного бизнесов компании.
“В рамках новой структуры мы соберем команду, чтобы “Нафтогаз” смог генерировать большую стоимость, чем генерирует сейчас.
Модель будет предполагать, что активы, которые находятся в разных юридических структурах, но, по логике, должны находиться в одном дивизионе, будут объединены в одно юридическое лицо.
Оно не будет акционерным обществом. Это будут дочерние компании “Нафтогаза Украины”, – объяснял Коболев.
Во время этой презентации не было сказано, что выстраиваемая управленческая архитектура является временной. Об этом стало известно на прошлой неделе, когда с должности главы ключевого дивизиона “Нафтогаза” – дивизиона интегрированного газового бизнеса – уволился Андрей Фаворов.
Кто следующий
До прихода в НАК Ватерландер работал в McKinsey&Company и привлекался “Нафтогазом” для разработки известной программы “20/20”. Она подразумевала наращивание объемов добычи газа “Укргаздобычей” до 20 млрд. куб. м в год к 2020 г.
В действительности же по итогам 2020 года “Укргаздобыча” не выполнит 25% этого плана. У Фаворова это понимали еще полгода назад, поэтому не стеснялись называть “20/20” изначально нереалистичной.
В какой-то мере это било по профессиональному самолюбию бывшего сотрудника McKinsey, но история Ватерландера и Фаворова явно не относится к категории личной неприязни.
Собеседники ЭП в компании называют этот прецедент результатом хаотично формирующейся в “Нафтогазе” корпоративной вертикали, которая приводит к “сталкиванию лбами” топ-менеджеров компании.
Так, год назад команда Фаворова начала работать над провалом производственных показателей “Укргаздобычи”. Результатом этого труда стала профильная программа “Тризуб”. Она была презентована всего месяц назад.
Когда Фаворов вышел на финишную прямую с разработкой программы наращивания добычи газа, в “Нафтогазе” появился Ватерландер, который разработал программу по отстранению от “Укргаздобычи” самого Фаворова.
Источники ЭП связывают это решение с двумя причинами.
С одной стороны, наращивание объемов производства газа “Укргаздобычей” стало одним из ключевых пунктов продления контракта Коболеву. Для реализации этой задачи было решено найти профессионального газодобытчика, который займет место газодобытчика-теоретика Фаворова.
С другой стороны, в “Нафтогазе” пришли к пониманию частичной ошибочности произошедшей два года назад трансформации.
“Дивизион интегрированного газового бизнеса получился чрезмерно большим. Один человек не может им управлять. Фаворов просто “зашивался” и не успевал глубоко вникать в темы.
Отсюда и появилась идея раздробить дивизион как минимум на две части: по добыче и по трейдингу. А может, даже на три: добыча, трейдинг (импорт газа. – ЭП) и поставка (розничные продажи газа. – ЭП)”, – говорит источник ЭП.
По его же словам, Коболев предлагал Фаворову возглавить трейдинговое направление, но тот отказался: для него это было де-факто понижением в статусе.
Таким образом, в “Нафтогазе” открыты две вакансии: глава “Укргаздобычи” и руководитель трейдерского бизнеса.
По данным источников ЭП, на должность главы трейдерского дивизиона рассматривается кандидатура Виллема Кополса. До последнего времени он управлял представительством компании Engie в Украине.
С поиском главы добывающего дивизиона будет сложнее, потому что стоит задача найти не только профессионального, но и некоррумпированного газодобытчика.
Впрочем, эта “хедхантерская” задача – ничто на фоне главной кадровой проблемы Коболева. По данным источников ЭП, “Нафтогаз” активно ищет специалиста, которому можно было бы доверить Третейский суд в Гааге НАК против России за экспроприацию “Черноморнафтогаза”.
Как только достойная кандидатура будет найдена, кресло исполнительного директора компании планируется освободить под уже бывшим единомышленником Коболева Юрием Витренко. (Дмитрий Рясной, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)