Директор ООО “ЕГАЗ” Артем Компан в интервью ExPro рассказал, что происходит на рынке природного газа Украины и как избежать ошибок при переходе от ПСО к свободному рынку и почему от открытия рынка и честной конкуренции выигрывает конечный потребитель, который сможет выбирать лучшую цену и лучший сервис.

– Расскажите, что из себя представляет компания ЕГАЗ, которая вышла на рынок?

– Это не новая компания. Команда ЕГАЗ работала на рынке поставок природного газа с 2013 г. под брендом РГК-трейдинг. Мы диверсифицированные источники поставок природного газа и продаем на рынке как ресурс отечественных предприятий, так и ресурс иностранных компаний.

– А почему изменили название?

– С 2014 г. мы зашли в процесс анбандлинга, что было связано с введением второго энергопакета, либерализацией рынка, свободным доступом к сетям транспортировки и распределения природного газа. В рамках анбандлингу мы разделили активы по функциональному назначению – на распределение газа и продажа газа потребителям. Сейчас мы завершаем процесс разделения. Региональная газовая компания представляет интересы операторов газораспределительных сетей. От облгазов были отделены газсбыты, которые занимаются исключительно продажей газа, как юридическим так и физическим лицам. Газсбыты были определены правительством поставщиками газа по спецзобязательствам (ПСО). Они четко выполняют свои функции и после отмены ПСО смогут продавать газ потребителям на рыночных условиях. Сначала газсбыты преимущественно поставляли населению и ТКЭ ресурс “Нафтогаза”. Начиная с мая 2019 г. мы начали частично замещать ресурс НАК. На сегодня мы не зависим только от “Нафтогаза” и, как я сказал, есть диверсифицированные источники поставок. ЕГАЗ – большой трейдер, мы имеем значительное долю продаж на рынке и владеем значительным уровнем экспертизы. Мы много внимания посвятили разработке нормативной базы и сейчас продолжаем активно участвовать в обсуждении нормативных изменений. Сейчас сотрудничаем с профильным Комитетом Верховной Рады и НКРЕКП по упрощению процедуры смены поставщика. У нас есть инициативы по работе с должниками, с проблемной задолженностью и есть понимание того, как должен работать рынок природного газа. Мы имеем значительное долю продаж на рынке и владеем значительным уровнем экспертизы. Мы много внимания посвятили разработке нормативной базы и сейчас продолжаем активно участвовать в обсуждении нормативных изменений. Сейчас сотрудничаем с профильным Комитетом Верховной Рады и НКРЕКП по упрощению процедуры смены поставщика. У нас есть инициативы по работе с должниками, с проблемной задолженностью и есть понимание того, как должен работать рынок природного газа. Мы имеем значительное долю продаж на рынке и владеем значительным уровнем экспертизы. Мы много внимания посвятили разработке нормативной базы и сейчас продолжаем активно участвовать в обсуждении нормативных изменений. Сейчас сотрудничаем с профильным Комитетом Верховной Рады и НКРЕКП по упрощению процедуры смены поставщика. У нас есть инициативы по работе с должниками, с проблемной задолженностью и есть понимание того, как должен работать рынок природного газа.

Я считаю, что сегодня наш рынок газа очень либеральный, особенно если сравнивать его с рынком электроэнергии.

– Тем не менее, ключевых игроков рынка можно пересчитать по пальцам одной руки …

– На рынке газа уже в 2014 году мы имели сотни поставщиков, которые могли поставлять газ юридическим лицам. Процедура смены поставщика, которая работала с 2014 году, позволяла свободно менять поставщика. Как результат, сейчас на рынке существует около 800 лицензированных компаний по продаже природного газа. Многие из них “спящие”, недееспособные, а примерно сотня является реально работающей. Потребитель газа у нас в стране сегодня гораздо свободнее в выборе поставщика, чем потребитель электроэнергии. Сейчас мы фактически стоим перед открытием рынка газа для населения – с 1 июля должны быть отменены ПСО (публичные специальные обязанности) о поставке населению. Отмена ПСО по поставке газа для нужд производителей тепловой энергии отложено на год – до 1 мая 2021 года.

– Какие ожидания от открытия рынка? Нет опасений, что какая-то часть клиентов захочет сменить поставщика?

– Нет. Мы точно не боимся открытия рынка. Наоборот, полностью поддерживаем либерализацию рынка природного газа. Но рынок не заработает без применения определенных вещей. Во-первых, без поставщика “последней надежды”, который гарантированно обеспечит газом в случае отсутствия у потребителя поставщика, отказа или неспособности этого поставщика обеспечить потребителя ресурсом. Во-вторых, нужны изменения механизма предоставления государственной помощи для социально-уязвимых категорий потребителей. Третья предпосылка – простой и понятный механизм перехода потребителя от одного поставщика газа к другому. Четвертая – механизм взыскания долгов с неплательщиков за потребленный природный газ должен работать, а не быть чисто номинальным. В-пятых, необходимо обеспечить равный доступ поставщиков к природному газу внутренней добычи.

От открытия рынка и честной конкуренции выигрывает конечный потребитель, который сможет выбирать лучшую цену и лучший сервис.

– Какие новые сервисы компании могут предложить потребителям?

– Например, поставщик может выйти к потребителям с более широким предложением – обеспечивать потребности потребителя не только в газе, но и в электроэнергии. Поставщики будут предлагать различные маркетинговые продукты, которые позволят потребителю выбрать наиболее удобный формат сотрудничества и объем потребления, т. Мы готовы к этой конкуренции, у нас развита розничная сеть отделений, онлайн сервисы, мобильное приложение, через который можно платить как за распределение, так и за потребление газа. И мы видим много новых возможностей в этой конкуренции за клиента.

– Недавно была создана “Ассоциация поставщиков энергоносителей”, в которую вошли газсбыты, из тех регионов, где работает РГК, и в работе которой ЕГАЗ сейчас принимает активное участие. С какой целью создана ассоциация?

– Как я и говорил выше, в последние годы мы активно приобщались к разработке различных нормативных документов, мы видение развития рынка и имплементации требований Третьего энергопакета, и мы хотим донести эту позицию совместными усилиями в Офис Президента, Правительства, народных депутатов, энергетического регулятора и т.д. . Но чтобы тебя услышали, нужно чтобы твой голос был достаточно громким. А для того, чтобы к тебе прислушивались, нужно вести эту коммуникацию с властью системно. Именно для этого и нужна Ассоциация. Наш бизнес – это розничная торговля газом, мы не занимаемся оптом. Большинство трейдеров работают преимущественно на оптовом рынке, а это другой вид бизнеса. Мы имеем большой опыт именно в розничной торговле газом. Работая с газсбытами, мы вполне естественно углубляемся в важные для конечного потребителя вопросы, проблемы повязкам

Одна из проблем, которая постоянно находится у нас в поле зрения – низкая платежная дисциплина со стороны потребителей. На сегодняшний день это большая проблема.

– наболевшие вопросы …

– Да, и это не только проблема газовой сферы! Это проблема в целом коммунальной сферы.

– Что делать с тем, кто не платит? Отключать?

– Отключать – это уже совсем крайняя мера, особенно в трудные времена, но и вовсе не платить за коммунальные услуги категорически неправильно! От неплатежей пострадает не только поставщик, но и тот, кто находится с другой стороны – производитель! Более того, пострадает вся коммунальная сфера, которая и так находится в очень затруднительном положении. А в коммунальной сфере, между прочим, работает около 250 000 человек. И если население не будет платить за газ, за тепло, за электроэнергию, то труд этих людей не будет оплачиваться и соответствующая инфраструктура не будет должным образом обслуживаться. Речь идет о безопасное функционирование энергетических объектов.

– На этом рынке всегда было сложно обеспечить баланс интересов …

– Да. Но когда учтены интересы всех участников – это работоспособный рынок, там есть конкуренция, поставщик может быть спокойным, что за свой товар он получит вовремя деньги, даже если что-то произошло, то на рынке работают механизмы, которые позволяют взыскать долг. А потребитель ответственно платит за те товары, которые получает, и если он получает товар ненадлежащего качества, он работающие механизмы защиты своих прав.

– Правительство отсрочило отмену ПСО в отношении населения на 1 июля. Вы считаете, рынок будет готов открыться через 2 месяца?

– Идея ПСО заключалась в том, чтобы социально незащищенные категории граждан получать ресурс по цене, которую определяла бы государство. В свою очередь, принцип свободного рынка – это свободная цена, которая формируется на балансе между спросом и предложением. Однако, на самом деле рынок сам отрегулирует цену. Но, для этого он, во-первых, должен быть готов, должен быть соответствующий инструментарий, поставщики должны иметь соответствующие процедуры и инструменты. Нужно подготовить потребителя, чтобы он мог воспользоваться всеми преимуществами свободного рынка. Если говорить о рынке юридических лиц, то этот рынок уже работает, здесь у нас нет проблем с регуляцией цены на рынке и потребитель берет ресурс у того, у кого он дешевле.

– А с юрлицами нет проблем с задолженностью?

– На сегодня уровень платежей газсбытами со стороны юридических лиц достигает почти 100%, со стороны населения немного меньше – 98%, если не учитывать необоснованные долги, вопрос с которыми нужно решать через механизм списания или компенсации участникам.

Проблема задолженности обязательно должна быть решена.

– То есть, население рассчиталось почти полностью?

– Да. Главный вопрос, в котором мы сейчас расходимся с “Нафтогазом” – это их желание включить в законодательство нормы, которые бы позволили потребителю с наличием долгов переходить к другому поставщику. Отпустите тогда тепловиков с долгами. В чем разница? Давайте и на рынке электроэнергии можно будет переходить к новому поставщику, имея незакрытые долги! Нельзя применять различные подходы – здесь с долгами переходите, а вот здесь нет! Первыми же к нам придут ФОПы и поставят вопрос, почему мне, как физическому лицу можно, имея долги менять поставщика, а как ФОПу нельзя? После ФЛП придут крупные компании со своими большими долгами. Мы и так сталкиваемся с колоссальными проблемами. Не нужно обострять ситуацию.

– Что вы имеете в виду?

– Предоставляя возможность сменить поставщика при наличии долгов, мы просто открываем возможность вообще не платить за потребленные ресурсы.

– В условиях пандемии, падение экономики и заработка многих граждан, как можно помочь тем, кто хочет платить, но не может?

– По нашему мнению государство, в первую очередь, должна четко проработать механизм субсидий. Особенно сейчас, в связи с пандемией коронавируса, потерей рабочих мест многими украинском, с ухудшением платежеспособности населения и, исходя из этих новых реалий, определять субсидии. На сегодняшний день, сделана очень правильная вещь – их монетизация.

– Серьезно? Было много критики?

– Монетизация работает! Мы переживали в свое время, что люди полученные деньги начнут тратить не по назначению. Сначала такая проблема была, но потом внесли изменения в регуляторные акты и человек, который получал субсидию, автоматически попадала в “простой” расчет где автоматически по формуле ему рассчитывалась плата за коммуналку. Поэтому люди начали платить довольно аккуратно. Кроме того, люди заинтересованы в экономии и действительно начали считать сколько ресурсов они используют. Этот механизм можно еще дорабатывать, предлагать людям больше возможностей, дополнительные энергоэффективные программы …

– К примеру:

– Например, простые и недорогие решения, которые позволяют увеличить КПД котла, программы энергоэффективности жилья и т. д. Еще один момент, это дополнительная защита получателей субсидий, которые попадают в сложную жизненную ситуацию. Я имею в виду такие ситуации, когда или ребенок родился, или кто-то в семье заболел или умер. И между выбором купить лекарства или заплатить за коммуналку – человек выберет лекарства. В такой ситуации человеку нужно предложить дешевый государственный кредит. Условно говоря, я хочу рассчитаться, но у меня сегодня нет денег, дайте мне график реструктуризации. И вот я согласовал реструктуризацию долга, получил дешевую ссуду для коммунального платежа, конечно, что это деньги выдаются не под покупку телевизора, это деньги исключительно для уплаты долга по коммунальным платежам.

Государство помогло, система не пострадала и человек может спокойно жить и работать дальше. Другой вопрос, если кто-то просто не хочет платить.

– И как тут быть?

– В случае со злостными неплательщиками государство и поставщики должны иметь определенные рычаги. Ведь поставщики газа на сегодня практически не имеют механизмов влияния на бытовых потребителей. Речь идет не только об отсутствии технической возможности проводить индивидуальное отключение потребителей в многоэтажках. Также почти не работает механизм принудительного взыскания долгов с физических лиц. Совокупность этих факторов может привести к коллапсу на рынке природного газа, а ухудшение уровня расчетов может стать причиной увеличения цен на газ. По моему мнению, более эффективно на должников можно воздействовать через определенные ограничения их прав и возможностей. Что-то вроде того, как сделано в случае с неуплатой алиментов. Так, к должникам сегодня могут применяться такие ограничения как запрет на выезд из страны, запрет открытия счета в банке, отказ в предоставлении нотариальных услуг, запрет продажи движимого и недвижимого имущества, информирование при трудоустройстве. Такие ограничения, по моему мнению, является наиболее действенным способом приучить потребителей более ответственно относиться к платежам за потребленные энергоресурсы, в свою очередь приведет к тому, что они будут более ответственно относиться к их потреблению. Оплата коммунальных услуг ничем не отличается от уплаты налогов, покупки товара в магазине и т.д. Всего, что потребляешь нужно платить. Мы подготовили предложения, необходимо решение и общаются на уровне парламента и правительства. Что в свою очередь приведет к тому, что они будут более ответственно относиться к их потреблению. Оплата коммунальных услуг ничем не отличается от уплаты налогов, покупки товара в магазине и т.д. Всего, что потребляешь нужно платить. Мы подготовили предложения, необходимо решение и общаются на уровне парламента и правительства. Что в свою очередь приведет к тому, что они будут более ответственно относиться к их потреблению. Оплата коммунальных услуг ничем не отличается от уплаты налогов, покупки товара в магазине и т.д. Всего, что потребляешь нужно платить. Мы подготовили предложения, необходимо решение и общаются на уровне парламента и правительства.

– Может рынок быть открыт без поставщика “последней надежды”?

– Нет, этого делать нельзя. Государство должно обеспечить, чтобы были определены поставщик “последней надежды”, в который смогут обратиться те потребители, которые остались без своего поставщика или их поставщик обанкротился, например, и гарантированный поставщик. Условно говоря, гарантированный поставщик – для бабушек и дедушек, которые не в состоянии следить за рынком и хотят иметь гарантию, что они не останутся без газа. На гарантированного поставщика обязательно должен быть конкурс, здесь не должно быть монополии. Я неоднократно высказывался за альтернативный вариант – определение поставщика “последней надежды” в каждом регионе отдельно. Ведь для поставщика “последней надежды” крайне важно иметь представительства в регионах для построения нормальной коммуникации с потребителями. А поскольку на сегодня в Украине нет такого поставщика,

– По функционалу они должны отличаться?

– Да. Гарантированный поставщик – это крайняя мера. И в Европе у такого поставщика всегда высокая цена, чтобы стимулировать потребителя идти в рынок и выбирать. Я не думаю, что желающих выполнять эту роль будет много. По поставщика “последней надежды” – это случай, когда потребитель не нашел поставщика и с такими потребителями должна работать государство. Резюмируя, хочу отметить, что для отмены ПСО крайне важно решить пять ключевых вопросов. Первое – выбрать гарантированного поставщика и поставщика “последней надежды”. Второе – пересмотреть механизм предоставления государственной помощи для социально-уязвимых категорий потребителей. Третье – упростить максимально механизм перехода потребителя от одного поставщика газа к другому. Четвертое – решить вопрос с взысканием долгов с неплательщиков за потребленный газ.

– Их можно решить до 1 июля?

– Ну, у нас же турборежим никто не отменял. (ExPro/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий