Энергетическая отрасль находится в состоянии кризиса и нуждается в непопулярных решениях, однако план ее спасения готовят не министры, а менеджеры олигарха.
В распоряжении ЭП оказался документ, который это подтверждает. Что он предусматривает и сколько пунктов из соответствующего плана уже воплощены в жизнь?
За олигархом Ринатом Ахметовым давно и прочно закрепился имидж лучшего друга всех президентов и “совладельца” государства.
Однако после последних выборов, которые ознаменовались провалом фаворитов донецкого бизнесмена на президентских выборах и близких к нему партий на парламентских, казалось, влиянию самого богатого человека страны пришел конец.
Сначала дела у Ахметова действительно не шли. Больше всего страдал его энергетический бизнес. Брак политического влияния наблюдался в поведении основных медиа-ресурсов олигарха, через которые системно осуществлялась информационная дискредитация людей, причастных к созданию проблем компании ДТЭК.
Несмотря на постоянное давление, до последнего времени выгодные Ахметову решения протолкнуть было трудно. Этот процесс заметно ускорился после смены правительства, которое возглавил бывший сотрудник ДТЭК Денис Шмыгаль. Впоследствии министром энергетики назначили Ольгу Буславец, которая тоже работала в структурах олигарха.
“Какого бы человека мы не взяли, например, в области энергетики, на следующий день СМИ пишут, что это точно человек Ахметова. Или это человек Коломойского. Или господина Пинчука. Скажите, где у нас есть независимые энергетики в стране. Они есть? Дайте нам их “, – сказал Владимир Зеленский накануне на пресс конференции, жалуясь на” кадровый голод “.
Прямых доказательств работы Шмыгаля и Буславец в интересах Ахметова нет, однако новые глава правительства и министр энергетики точно более “понятные” для олигарха люди, чем их предшественники. Об этом свидетельствуют принятые в последнее время решения.
В распоряжении ЭП оказался документ, который, по данным собеседников издания в правительстве, является своеобразной дорожной картой. Он был разработан сотрудниками компании ДТЭК с целью выведения энергетического бизнеса Ахметова из кризиса. Существование такого “плана” ЭП подтвердили и собеседники в ДТЭК.
Фамилий премьера и временного министра энергетики в документах нет. Все сводится к названиям ведомств, через которые необходимо провести указанные решения. В списке – НКРЭКУ, “Укрэнерго”, Кабинет министров и Антимонопольный комитет.
“В Украине в различных ведомствах на разных позициях работают люди” на зарплатах “в крупных финансово-промышленных групп, которые лоббируют необходимые решения. Это давно не новость и никого не удивляет “, – говорит собеседник ЭП в парламенте.
Не секрет, что энергетическая отрасль страны находится в состоянии кризиса и нуждается в тяжелых и непопулярных решениях. Однако почему пошаговые “планы спасения” отечественной энергетики готовятся не в кабинетах профильных министерств и ведомств, а в бизнес-центре 101 Tower, где расположен офис компании «ДТЭК»?
ЭП проанализировала документ и обнаружила, что львиная доля плана в различных формах уже реализована, другая часть находится на разных стадиях проработки.
Ограничить импорт из России и Беларуси
Один из ключевых пунктов плана – ограничение импорта электроэнергии из РФ и Беларуси.
ДТЭК давно добивалась принятия этого решения, поскольку импорт, несмотря на незначительные объемы – менее 1%, психологически влиял на рынок, исключал ценовые сговоры участников и повышал конкуренцию, из-за чего страдал бизнес Ахметова.
Документ предусматривает два варианта достижения цели: через принятие постановления Кабмина или через решение Нацкомиссии по регулированию тарифов.
В итоге в марте правительство ввело специальную пошлину на импорт электроэнергии и угля из России в размере 65%, а в апреле НКРЭКУ остановила импорт электроэнергии из РФ и Беларуси.
Просмотр прогнозного баланса
На фоне теплой зимы и падения промышленности существенно упало потребление тока, что потребовало пересмотра прогнозного баланса и ограничения работы поколения.
В конце апреля Минэкоэнерго обнародовало новый прогнозный баланс на 2020 г. Он предусматривает уменьшение производства на всех электростанциях, кроме ТЭЦ и дорогой “зеленой” генерации, где Ахметов контролирует около 25% рынка.
Больше всего, согласно документу, производство электроэнергии упадет на атомных электростанциях: с 80640000 МВт-час до 73700000 МВт-час. На 7,8% ограничили и тепловые электростанции, однако без снижения выработки “Энергоатома” на 8,6% доля тепловой генерации на рынке упала бы значительно больше.
Производство дорогой электроэнергии из возобновляемых источников должно возрасти с 10280000 МВт-ч до 11400000 МВт-ч. Фактически этим решением было сокращено производство дешевой атомной электроэнергии в пользу дорогих “зеленой” и тепловой, что позволит компании ДТЭК сохранить выработку на высоком уровне.
Дополнительные бонусы для “зеленых”
1 мая экс-депутат Виктория Войцицкая сообщила о “принятии лоббистского решения для роста цен на электроэнергию в пользу ДТЭК”.
Речь идет о постановлении Нацкомиссии по тарифам, опубликованном на сайте регулятора 30 апреля, которое вносило изменения в другой документ НКРЭКУ. По странному стечению обстоятельств, такой пункт есть и в “плане”, который оказался в распоряжении ЭП.
В частности, почти в три раза была повышена верхняя граница цены, по которой “гарантированный покупатель” может выставлять на продажу “зеленую” электроэнергию. Это привело к повышению цен на рынке “на сутки вперед”.
“Цинизм решения в том, что это было оформлено как” меры, связанные с распространением коронавирусной болезни”. Именно во время коронавируса надо обязательно поднять для страны цену на электроэнергию “, – написала Войцицкая.
Через несколько дней приветы Ринату Ахметову передали металлургический гигант “Арселор Миттал” и трубно-колесная компания Виктора Пинчука “Интерпайп”, финансовые показатели которых зависят от стоимости электроэнергии.
Если первый констатировал, что электроэнергия для их предприятия обходится вдвое дороже, чем в ЕС, то “Интерпайп” назвала виновных в этом. Компания обнародовала пресс-релиз “Частный монополист переписывает правила работы энергорынка под себя”. Догадаться, кого имела в виду компания, нетрудно.
Просмотр “прайс-кепов”
Если верить документам, то среди планов ДТЭК на ближайшее время – расширение “прайс-кепов” на рынке “на сутки вперед” и на балансирующем рынке.
Несмотря на пуск нового рынка электроэнергии с июля 2019 г., в Украине до сих пор действуют ценовые ограничения или так называемые прайс-кепы, которые устанавливает регулятор. Они призваны не допустить повышения цен на рынке выше определенного уровня.
Днем и ночью “прайс-кепы” разные, они отражают динамику спроса на электроэнергию и разный уровень цен в разное время суток. Для ДТЭК уровень ночных “прайс-кепов” – 959 грн. за МВт-ч – убыточный. По данным источников ЭП, компания лоббирует их просмотр в 1200 грн. за МВт-час.
Также у Ахметова считают целесообразным увеличить на 2:00 дневную зону, когда электроэнергия на рынке дороже, путем сокращения “дешевой” ночной зоны.
Определенный прогресс в этом направлении уже есть: в начале марта НКРЭКУ добавила час пикового тарифа на электроэнергию, после чего количество часов действия ночного тарифа сократилось с девяти до восьми. Это решение позволило компании продавать свою электроэнергию по более высоким ценам в течение еще одного часа.
Среди приоритетов группы – изъятие экспорта тока с тарифа на передачу, совершенствования рынка вспомогательных услуг и решения вопроса задолженности на оптовом рынке. По каждому пункту есть пошаговый план реализации с указанием ответственных государственных органов и документов, которые они должны принять.
Монополия ДТЭК в Бурштынском острове
Отдельно в “плане” подчеркивается важность защиты “ДТЭК Западэнерго” по делу АМКУ о нарушении антимонопольного законодательства в рамках так называемого Бурштынского энергетического острова.
Кейс для компании действительно важен, потому что в случае выявления нарушений ДТЭК будет вынуждена заплатить штраф в размере до 10% от оборота за последний отчетный год.
Антимонопольный комитет возбудил это дело в октябре 2019 г. В марте 2020 г. к расследованию присоединился секретариат Европейского энергетического сообщества. В ДТЭК все обвинения называли безосновательными.
Это не первая попытка расследовать монополию ДТЭК на рынке. В 2016 г. АМКУ готовился признать компанию монополистом, но через два года дело закрыли. Похоже, подобный сценарий у Ахметова рассчитывают и сейчас. По крайней мере, план “решения вопроса” уже есть. Остальные, как показывает практика, – вопрос времени. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)